Главная » Статьи » Малый и средний бизнес: на пути развития |
У каждого колея своя, хоть дороги одни и те же
"К новым рубежам" 23 июня 2012 год.
У каждого колея своя, хоть дороги одни и те же. Не так давно всеми пассажирскими перевозками в нашем районе ведало большое автотранспортное предприятие, ООО "Автомобилист". Последние годы оно переживало не лучшие времена: "усыхали" и исчезали ветки-маршруты к сёлам, стали нередкими проблемы с городским общественным транспортом. Руководство "Автомобилиста" объясняло это полной убыточностью данных рейсов. Но вот с марта (а в некоторых сёлах и гораздо раньше) за дело взялись сразу несколько перевозчиков, причём не "бомбил"-нелегалов, а официально оформленных предпринимателей. Как же так? Для одних, профессионалов, эта сфера оказалась безнадёжной - и другие теперь суют голову в петлю?.. Мы решили разобраться в этом вопросе. Ведь, согласитесь, нынче не редкость, когда нечто, удобное для людей, исчезает из нашей жизни как не оправдывающее затраченных хозяевами денег... Для беседы редакция пригласила двоих перевозчиков: Николая Геннадьевича ЗАМЯТИНА (ИП "Замятин", маршруты "Александровка-Горняк", "Горняк-дачи") и Андрея Александровича НИКИТЕНКО (ИП "Никитенко", маршруты "Горняк-Барнаул", "Горняк-Золотуха", "Горняк-Новенькое", а также городские "единица" и "тройка"). Оба работают в этой сфере меньше года, и именно их, начинающих, мы попросили рассказать обо всех сложностях нового дела. ![]() «Пусть власть делает свою часть работы» - Николай Геннадьевич, почему вы вообще решили стать автоперевозчиком? - По специальности я - инженер автомобилестроения, имею права на вождение техники всех категорий. Раньше жил в Казахстане и начал заниматься предпринимательством ещё там: были свои КамАЗы, другая техника. В 2006 году приехал сюда, к родителям. Пытался устроиться на работу, но подходящей не нашёл. Два года отработал на севере механиком. Когда в фирме начались перебои с зарплатой, под причитающиеся мне деньги забрал автобус КАвЗ, приехал сюда и решил начать предпринимательскую деятельность. - Насколько жёсткие требования вам предъявили при официальном оформлении? - Невыполнимого не требовали: если действительно стремитесь своего добиться, вы этого добьётесь. Конкретно? Чтобы транспорт был в наличии соответствующий, договор с медиками о ежедневном предъвыездном медосмотре. Документ, что я могу проводить осмотр своего автобуса, техминимум делать. Конечно, лицензия. В общем, подготовка к тендеру на свой маршрут у меня заняла время с октября по апрель. - Уверены, что оно того стоило? - Денег, конечно, потратил много. Тот же ГЛОНАСС заставили приобрести, на обе единицы техники, а это стоит от 20 тыс. руб и выше, плюс ежемесячная абонентская плата в 600-700 рублей. Таково правительственное распоряжение: установить систему спутникового слежения ГЛОНАСС на все автобусы. Но нигде не прописано, что, если я с пассажирами вдруг застряну, нас должны по этому ГЛОНАССу засечь и приехать на помощь! Сказать по правде, начав работать, я сразу ушёл в минус, продал легковую машину, чтобы купить горючее. Но главная причина здесь - не текущие расходы (они-то заранее планируются и поддаются учёту), а "левые" таксисты. Частники как возили без лицензий, так и возят, как не платили никаких налогов, так и не платят. И это очень большая проблема! - Возможно, пассажирам удобнее с ними, чем с вами? - Люди просто привыкли: ведь сколько лет не было нормальных автобусов. У меня, скажем, и билет дешевле, и льготники бесплатно едут. И под удобное для людей время старался подстраиваться, но что выходило? Еду в Горняк, везу 16 человек. А назад троих-четверых! Потому что поддаюсь на просьбы подождать до часу дня тех, кто раньше свои дела завершить не успевает, а большинство пассажиров подходят к 12 часам и - идут к таксистам... Думаю, тут играет роль и бездействие местных властей. Например, глава сельсовета в Устьянке меня поддерживает, помогает всячески. В Александровке - держит нейтралитет. Участковый в Устьянке - тот тоже... нейтрален. Понимаю, никто не хочет портить отношения с односельчанами. - Не пытались объединиться с другими официальными перевозчиками и бороться вместе? - Мы и боремся все вместе, но пока - увы. Пишем вот заявления в налоговую, в полицию, бьём во все колокола... - Выходит, прав руководитель "Автомобилиста": рейсы невыгодны из-за таксистов? - Да, он был прав... Но, знаете... ООО "Автомобилист", на тот момент крупное и мощное автотранспортное предприятие, думаю, смогло бы победить и справиться с нелегальными перевозчиками. Наверное, не было большого желания - свернуть маршрут проще. А мне деваться некуда, я буду идти до последнего. - По-вашему, какой закон надо принять или отменить, чтобы легальным перевозчикам стало легче? - Я бы хотел, чтобы просто работали те законы, которые есть. Если мы выполняем свою часть обязательств и действуем как законопослушные предприниматели - будьте добры, господа правительство, выполняйте и свои обязательства! Приняли закон о такси, так найдите рычаги, чтоб он работал. Чтобы не было, как сейчас: на три "сельских" автобуса стоит 25 машин "бомбил". ![]() «Городские маршруты - не убыточны» - Андрей Александрович, кажется, у вас сначала предполагалось партнёрство с ООО "Автомобилист"? - Да, мы предложили тогдашнему руководителю, Баталову, мол, пригоним свои автобусы и станем компаньонами. Он вроде согласился. Потом отказался и добавил: сделает всё, чтобы на рынке этих услуг нас вообще не было. А с нынешнего марта отказался от городских маршрутов. И, поскольку ситуация складывалась чрезвычайная, администрация района передала право перевозки и муниципальные транспортные средства нам. Утром 1 марта, когда один из автобусов стоял у автостанции, вошёл B.C. Баталов и забрал документы на этот КАвЗ. Водитель, поскольку раньше работал в "Автомобилисте", не посмел ему возразить. Дальше Баталов просто исчез, мы не могли его отыскать, и в это же время некто позвонил в краевое управление МВД - что в Горняке пассажиров перевозят "левые" автобусы без документов. - Они действительно все были без документов? - Руководители автотранспортного предприятия сказали, что это собственность ООО "Автомобилист", и передавать её нам они не собираются. Так вот, после звонка и, наверное, соответствующей реакции местная полиция начала останавливать водителей. Автобусы со всех маршрутов сняты, люди на дороге высажены. Тогда два ребёнка потерялись, родители обращались в полицию. Кончилось всё хорошо, детки нашлись. -А вы как справились с ситуацией? - Восстановили все бумаги. Да, на это потребовалось время. И ещё приходилось до тендера в апреле (когда мы официально выиграли право на маршруты) платить по 100 рублей штрафа ежедневно за каждый маршрут. В конце концов,не такая уж большая сумма, а работать кому-то надо было, людей возить. И у нас не одни лишь рыцарские (улыбается) мотивы были. Мы знали, что эти городские маршруты - не убыточные! Плюс изначально планировали сократить убытки за счёт переведения автобусов с бензина на более дешёвый газ. - Значит, дальше всё пошло без сучка и задоринки? - Ну, почему? Проблемы начались сразу, с вопроса получения лицензии на право перевозки пассажиров и багажа. Ведь мы своими междугородными рейсами создаём большую конкуренцию не только для "Автомобилиста", но и для рубцовских перевозчиков. Как-то сразу я стал невезучим: во время экзаменов по результатам аттестации на билеты отвечал без ошибок, а дополнительные вопросы не мог осилить. С третьего раза только сдал. Потом проблемы с открытием маршрута были. Там свой пакет документов нужен, и я, бестолковый, их неправильно оформлял - хотя, вроде, по образцу. А чтобы переделать, надо из Барнаула в Горняк вернуться, все печати и подписи заново поставить. Два месяца у нас на это дело ушло... - Зато сейчас у вас и автопарк немаленький, и коллектив... - На территории продснаба мы арендуем гараж - намерены с последующим выкупом. Вся наша техника там стоит, и ещё место есть. Когда владельцы решат вопрос с продажей, будем проводить в гараж отопление. Также занимаемся обустройством собственной кассы. Потому что действующие кассы работают от автостанции, а она принадлежит B.C. Баталову и компании. Долгов у их предприятия много, и нет никакой гарантии, что деньги за проданные на наши рейсы билеты не придётся возвращать через суд. Водителей у нас шестеро, кондукторов - пятеро. Ещё бухгалтер и кассир. Коллектив, кстати, чуть ли не в полном составе перешёл к нам из "Автомобилиста". - Что, прямо как кукольный театр от Карабаса - снялся и перебежал к вам? - Там, насколько понимаю, ситуация тяжёлая для обеих сторон была. "Автомобилист" поставил своих работников перед фактом: всё, закрываем городские маршруты. А люди сказали, что в любом случае не будут здесь работать, не хотят больше. Почему? Зарплату предприятие не платит, условия труда никудышные. Как, например, зимой в гараже ремонтировать, если он не обогревается?.. - Не собираетесь со временем сосредоточиться только на междугородных перевозках? - Нет. Город оставлять не намерены, а вот расширить поле деятельности надеемся. В планах - не только междугородные, но и международные перевозки. Вместо послесловия Подвести итоги сказанному новичками мы попросили Андрея Николаевича ЗУДОВА (ИП "Зудов", маршрут ![]() - Частники, которые занимаются извозом незаконно, это действительно общая головная боль для всех официальных перевозчиков И такая же общая наша претензия, что никто с "бомбилами" всерьез не борется: ни полиция, ни сельские администрации, ни районная. - И как не прогореть на таком рынке? - Ну, не знаю. Я начинал с "Газели", на ней отработал 2 года, а в прошлом августе взял кредит и купил автобус. Из-за конкурентов-нелегалов действительно трудно выживать, но - выживаем, стараемся. Услуги оказываем так, чтобы люди хотели ехать именно с нами. Например, если надо, не только по маршруту провезу, но и к пенсионному подъеду, и в магазин за сахаром. А когда в село возвращаемся, если у кого-то сумки тяжёлые, как же не подвезти человека к его дому?! ![]() Что думают о пассажироперевозках сами пассажиры К.М. КОМОВ, охранник на рынке:
- Я по городу не езжу, пешком хожу. Зато имею дачу в Устьянке и добираюсь туда на автобусе. Подходит он вовремя. И расписание вполне устраивает, очень удобное, разумно составленное. Неудобно то, что автобус маленький. Сидячих мест там, наверное, всего 15-16, а народу всегда много. И людям приходится стоять, а дорога-то неблизкая, да ещё с заходом в Георгиевку... ![]() - Живу в "копае", на автобусе езжу в Горняк и из Горняка. Кстати, заметила, что сменился перевозчик: как-то лучше стало. Кондукторы вежливее, но и требовательнее. Они действительно смотрят, кто где вошёл, и лишний "круг" просят оплатить дополнительно. Это всё хорошо. А плохо то, что сейчас рейсы в "копай" подстроены под работающих: автобус к нам заходит в 7 утра и в 5 вечера. Но есть ведь ещё мы, пенсионеры, есть ребятишки-школьники. Потому желательно, чтобы в обед, скажем, в час дня, "тройка" заходила в "копай" ещё раз. А также в выходные - на базар съездить ведь тоже хочется. ![]() - Сейчас ездить стало лучше. Кондукторы вежливые, добрые. Я забыл однажды деньги, и меня бесплатно подвезли. В салоне чисто, никаких фантиков нет. Правда, бывает, автобус задерживается. Самая большая задержка - минут десять. Зато за последние месяцы ни разу не было, чтоб он вообще не пришёл. Только раз, в марте, нас полиция остановила на досмотр. Высадили около дома спорта "Родина". И мы шли пешком и опоздали на урок Ещё жаль, что дополнительные "Газели" теперь не ездят. Это плохо, очень плохо! С маршрутками гораздо удобнее было. ![]() - Каждый день езжу на "единице", на работу и с работы. Автобусы ходят точно по времени. Водители всегда остановятся, если чуть припоздал, подождут. Не как раньше - опишут рукой круг, мол, жди, пока опять приеду. А это же целый час! Что не понравилось? Когда хозяин только поменялся, пустили комфортабельные автобусы, а теперь - вновь "пазики". Утром жуткая давка, некоторые так и не втискиваются в автобус. В часы пик желательно пустить дополнительный транспорт. Потому что и бабушки ездят, и мамы с детьми. Своя правда. В процессе разговора два наших собеседника упоминали действия (или бездействие) ООО "Автомобилист" и лично B.C. БАТАЛОВА. Мы предоставили Виталию Сергеевичу возможность ответа.
- Демарша в начале марта, который нам приписывают, не было. Всё началось гораздо раньше. За 2010-2011 годы мы понесли серьёзные убытки, порядка 600-700 тыс. руб. в год. Ни зарплату платить не могли, ни налоги, едва на горючее наскребали. С декабря 2011 года несколько раз обращались к главе администрации района С.В. Соловьёву, чтобы он помог решить проблему. Ответа не дождались, и тогда "Автомобилист" был вынужден отказаться от городских маршрутов: не хватало средств на их обслуживание. Что касается нынешней якобы прибыльности городских и пригородных маршрутов - новые перевозчики просто ещё не до конца разобрались в ситуации. Конечно, пока у человека "газелька" и он работает сам по себе, без бухгалтера и отдельного помещения-базы, ещё можно зарабатывать. А вот с автобусами, коллективом, собственными зданиями и оплатой за электроэнергию (а также многое-многое другое) - вряд ли. Мы сами, например, перекрывали убытки только за счёт междугородных рейсов, и то не могли позволить приобрести ни одной новой единицы техники. Про борьбу с теми, кто занимается незаконным извозом: уж поверьте, желание их победить у нас было очень сильное. Писали неоднократно письма в налоговую, прокуратуру, главам городской и районной администраций. Прилагали номера автомобилей этих "извозчиков". Я сам лично в начале седьмого утра приезжал к автостанции и гонял нелегалов. Даже угрозы были от них. Потом предлагал влиться в состав "Автомобилиста", и многие даже записывались, но по-настоящему работать никто здесь так и не стал: а зачем делиться?! Полагаю, и не приструнят никогда в стране "бомбил". Хотя бы потому, что назавтра они придут под окна любой районной администрации митинговать с лозунгами "Дайте нам работу!". И, наконец, по поводу документов. КАвЗ находился в ведении созданного на тот момент нами ООО "Перевозчик", а в официальном решении было сформулировано "передать автобусы ИП Никитенко из ООО "Автомобилист". И никуда я не исчезал, это неправда! Обидно, что администрация даже не попыталась пойти навстречу, решить проблему добром и, таким образом, развалила предприятие. Люди же из нашего коллектива действительно ушли к Никитенко: выбора-то не было. Технику забрали, работы им не осталось. Вид «сверху» С вопросом, который интересовал перевозчиков больше всего: почему власть не борется с нелегальным извозом - мы обратились к главе администрации района С.В. СОЛОВЬЁВУ. - Один из предпринимателей сам ответил на этот вопрос: для того чтобы реально привлечь нелегала к ответственности, сегодня просто нет действующего механизма. И полиция, и налоговая совместно с административной комиссией проводили рейды, но они неэффективны. Ну, остановят машину, полную пассажиров, все они в один голос говорят, что родственники или добрые друзья водителя и едут, разумеется, бесплатно. И как докажешь обратное?.. Первое время, когда только ввели закон о такси, нелегалы немного опасались. Но быстро изобрели средство от "подсадных" клиентов: меченые купюры, которыми их можно было уличить, тут же передавались рядом стоящему лицу, якобы для размена или долг отдать. Деньги стремительно "уходили" по цепочке - и всё, ничего не докажешь... Ни о какой поддержке подобной "мафии" речь не идёт в принципе. Классический нелегальный бизнес, этим всё сказано. Люди, которые не платят налогов и не предоставляют пассажирам никаких гарантий и страховок, паразитируют на законопослушных перевозчиках. Бороться с ними трудно. Но, будем надеяться, упомянутый закон о такси всё же начнёт работать. От редакции Уже заканчивая работу над материалом, зашла в автобус поговорить с пассажирами "сельского" маршрута - это как раз оказались односельчане А.Н. Зудова. О своём перевозчике они отзывались восторженно: ![]() - То есть с ним вы поедете охотнее, чем с неизвестным таксистом? - Конечно! Потому что это надёжнее. Теперь он уже сделал имя, репутацию, зарекомендовал себя за три года. Точно знаем, что он обязательно будет в нужный день и час, без опозданий. Мы все не раз к нему обращались: можно не ехать в город, а попросить Андрея Николаевича, чтобы он купил что-то в Горняке или документы передал, деньги, продукты. Мы ему во всём доверяем! И подумалось тогда: наверное, успех любого бизнеса в таком маленьком местечке, как наше, будет зависеть не только от точности выкладок бизнес-плана. Ещё - от сердечности, с какой предлагаются услуги. Это трудно предусмотреть холодным расчётом, можно только мучиться и стараться, развивая, а то и отчаянно защищая от разорения любимое дело... Очень хочется пожелать району хорошего "климата", чтобы приживались у нас именно такие предприниматели -любящие людей и свою работу! Подготовила Е. ШИХАЛЕВА. Фото автора. | |
Просмотров: 6389 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |