Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Города и сёла » г. Горняк

Труд вдохновенный…
 Оказывается, даже когда здание церкви полностью построено, нельзя еще сказать, что вся работа завершена. Храм крепнет, хорошеет, становится все более зрелым с течением времени. Так происходит и у нас в Горняке: несколько лет в действующем Никольском храме ведется роспись стен и потолка. Воспользовавшись тем, что работы продолжились и этим летом, мы побеседовали с мастерами – прямо на лесах под сводами.
 А.Н. ГНИЛИЦКИЙ, педагог дополнительного образования детского дома №1: «Особый дар – понимать пространство храма»
 - Я в таком направлении, церковной живописи, ранее не работал. Так что здесь у Михаила Анатольевича Шевченко как бы в подмастерьях нахожусь: когда-то он моим учеником был, а теперь – я его (улыбается). Михаил ведь пишет иконы всю сознательную творческую жизнь.
 - А как пришли сюда вы? В рамках какого-то проекта?
 - Да просто сейчас я – в отпуске, работаю здесь в свое свободное время. И Михаил тоже. Он попросил помочь, вот и делаем вместе. Но, конечно, расписывать храм – особый труд. Человек, который пишет… главное, чтобы были у него чистые помыслы! Потому что потом все это с образов как бы излучается в пространство, создает определенную атмосферу.
 - Есть ли какие-то чисто технические особенности работы в храме?
 - Роспись в храмах делается по существующим канонам. Есть правила и в выборе цветов, и в пропорциях. Но и каноны развиваются: допустимы некоторые импровизационные моменты. Взять даже Дионисия или Андрея Рублева – ведь тоже вносили в написанные ими иконы что-то свое. Если же говорить о работе в чисто физическом смысле, - разговора нет, нелегко. Высота приличная, вертикальная плоскость. Положения принимаешь самые различные. Михаил, например, лежа писал потолок, который находился над ним буквально в 50 сантиметрах.
 - Зато, наверное, возникает чувство сопричастности работе других иконописцев - словно перекличка с мастерами разных времен?
 - О-о, конечно! Я бывал в известных храмах, где есть замечательные росписи, в частности, работы Дионисия. Воочию их видел, щупал стены, которых касалась рука большого мастера. И сейчас взгляд куда-то устремляется, в историю. Думаешь, что все-таки в какой-то мере ты тоже причастен… Как они, старые мастера, писали! Какие сочетания цветовые брали, какое настроение создавали! Это особый дар – понимать, чувствовать пространство храма и проявить, явить воочию наполняющую его жизнь…
 М.А. ШЕВЧЕНКО, преподаватель Детской школы искусств: «Основные тона – голубой и желтый, чтобы свечение было теплое»
 - Началась эта работа года три назад. Отец Сергий сказал: «Храм-то должен расписываться!» Почему не с первых дней, как построили? Да потому что, если бы сразу взялись писать, все образы могли тут же и порушиться. Вот когда новое здание постояло, дало усадку – стены окончательно замазали, проолифили. Еще подождали. Затем покрасили. Голубым и желтым, под золото, - чтобы словно свечение было, такое теплое. И только потом приступили к росписи. Что бы я ни начинал в нашем храме, как художник, - делал это впервые в жизни. И батюшке говорил: «Не умею, не пробовал никогда!». А отец Сергий отвечал: «Начнешь, и все получится». И все получалось.
 - Александр Николаевич упомянул, что вы его ученик, а в данном случае – наставник. Сильная символика…
 - Нет, ну почему же (отчаянно смущается). Я так не думаю. И вообще – здесь не вспоминается, кто ученик, а кто наставник. Главное – во благо сделать. Мы с Александром Николаевичем давно знакомы, лучше учителя никого из мастеров не знаю. Вот, первый год работаем здесь вместе: это лучше, конечно, чем одному! К концу лета планируем завершить образы всех четырех евангелистов. К сожалению, вести роспись в храме можно только по теплу, здесь же нет отопления. Я как-то пробовал – в ноябре сидел в валенках, замерз! Стены ледяные, сырые, краска по ним просто сползает, и все.
 - Вы говорили, вверху на лесах слышны все слова, произнесенные в храме?
 - Да, мы работаем, а службы идут. Слышна каждая молитва. Особенно здорово, когда батюшка крестит - проводит обряд крещения. Младенца несет, тот пищит… Ты тут пишешь, а батюшка поет… Это все вписывается, под слой краски. А бывает, что плачут люди. Очень много плачут, молят Бога об упокоении или о здоровье родных. И это тоже все здесь остается: так, вместе с краской, и ложится под кисть…
 Прокомментировать работы в Никольском храме г. Горняка согласился его настоятель, отец Геннадий:
 - Роспись храма – это благоукрашение, напоминание нам ликов святых. Икона (в переводе – «образ») всегда напоминает о том человеке, который своей жизнью, своими подвигами перед Богом заслужил святость. Традиция расписывать храмы – очень древняя, идет она от самых первых веков христианства. Тогда уже в пещерах, катакомбах, тайных местах собраний (поскольку на христиан были гонения) верующие писали образы Божьей Матери, другие, сейчас уже традиционные, изображения. Этим отмечалось: здесь церковь для людей, верующих во Христа.
 Первая известная икона называется Образ Нерукотворный. Иисус Христос однажды не мог прийти для исцеления пославшего за ним градоначальника – тогда Иисус приложил плат к лицу, и на ткани отобразился его лик. Градоначальник, приложив к себе плат, исцелился, и приказал повесить этот Образ над главными крепостными вратами, чтобы люди, входя в город, ему кланялись.
 Некоторые, к слову, обвиняют христиан в идолопоклонстве. Но почитание икон – это не поклонение бездушному идолу. Эти образа одушевлены в самом прямом смысле! Когда икона освящается в храме, призывается Дух Святый, который должен сойти на этот образ. Почему мы и получаем от икон помощь, когда молимся им…
 Какая роспись должна быть в храмах? Обычно на купольной части изображают, по сторонам света, четырех евангелистов, которые написали Благовест, Святое Евангелие – Матфея, Марка, Иоанна и Луку. Вот, именно эта работа сейчас завершается в нашем храме. Роспись началась еще при служении отца Сергия (царство ему Небесное), который очень много для этого потрудился. Вот, как отец Сергий благословил: какие образа писать, каким стилем, - так и продолжаем расписывать. Что касается художников – думаю, не всякий мог бы взяться за это дело. Потому что нужна вера: кисть должна работать для Бога, а не просто рисовать. Иконописец в свой труд вкладывает частичку себя, своей души, и это не пустые слова.
 Надеюсь, то, что запланировали на это лето, успеем окончить, а на следующий год сможем полностью завершить роспись храма. В перспективе есть еще кое-какие планы. Надо бы в селах ставить часовни – местные жители этого желают. Постараемся продолжить работу и на территории храма: хочется, чтоб были здесь воскресная школа, небольшой административный корпус, просфорная – просфоры выпекать. И место, где паломники могли бы остановиться, переночевать, а утром прийти на службу… Разумеется, это возможно, если люди отнесутся к нашим планам с пониманием и помогут в таком непростом деле.
 Подготовила Е. ШИХОЛЕВА. 12 августа 2010 г
Категория: г. Горняк | Добавил: lokot (14.04.2011)
Просмотров: 497 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]