Главная » Статьи » Города и сёла » с. Николаевка |
Ученик школы №2 Владислав Воропаев в этом году стал призером 27 краевой историко-краеведческой олимпиады школьников Алтайского края, заняв 2 место. Свою исследовательскую работу Влад посвятил изучению истории возникновения села Николаевка. Предлагаем выдержки из этой работы. После отмены крепостного права в 1861 г. на Алтай усилился поток переселенцев – крестьян из малоземельных губерний России, Украины. На территории села Николаевка в 1870-1880 гг. появляются первые переселенцы из Воронежской, Рязанской, Полтавской, Черниковской губерний. Страшный неурожай 1891 г. привел на Алтай, в том числе и в с. Николаевка, крестьян с Поволжья. Таким образом, образовался переселенческий поселок, где, несмотря на некоторые различия в укладе жизни, всех жителей объединяло одно – мировоззрение крестьян опиралось на православную культуру. Переселенцы на бывших поселениях привыкли посещать церковь, бывать на исповеди и причастии, поэтому на новом месте, несмотря на тяжелые условия (жили в основном в землянках, глинобитных домах), приняли решения о строительстве церкви. Храмы строили годами, общинами, на мирские копейки, часто отказывая себе в самом необходимом. Так, только в нашем районе в 80-е, 90-е годы 19 века было построено 8 церквей, одна из которых – в Николаевке. Название села идет от имени святого, небесного покровителя церкви. В летописи села прочитал, что названо оно по имени первого переселенца Николая Меркулова. Эта информация вызвала сомнение: ведь даже в нашем крае несколько сел с таким названием. Неужели в каждом из них первым жителем был Николай? Косвенным подтверждением, что село носит имя святого, небесного покровителя церкви, могут служить и названия других сел нашего района: Покровка – церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Георгиевка – Святого Великомученика Георгия Победоносца, Успенка – Успения Божией Матери, Александровка – церковь святого Благоверного князя Александра Невского. Таким образом, можно утверждать, что строительство церкви и образование Никольского прихода послужило официальным переводом переселения в статус села, и селу дано название Николаевка. Старожилы помнят, что церковь стояла на самом высоком и красивом месте в центре Николаевки. Высоко в небо уходили золоченые купола с золотыми крестами. Звон колоколов был слышен далеко за округой. Купола и шпилевидное завершение колокольни делали панораму села праздничной. А сама церковь была архитектурным украшением. Эскиз деревянной Никольской церкви по воспоминаниям жителей помог восстановить учитель Новенской средней школы Владимир Николаевич Карташев. «Веровали все едино, ходили в церковь. Народу всегда было очень много. Стояли в четыре ряда во время службы. Службы были красивые, особенно праздничные…» - вспоминают старожилы села. Любимым был престольный праздник Святителя Николая Чудотворца 22 мая. В этот день съезжались гости из окрестных сел. Самый светлый праздник – Пасха, к которому долго готовились, пекли пасхальные куличи, лучшие из них несли в храм. На Крещение всем миром шли крестным ходом вокруг села к Золотушке, где во льду уже была вырезана крестом иордань. «Края иордани красили буряками (свеклой), чтобы красиво было». Вспоминают, что после расстрела красноармейцев в 1918 г. неподалеку от села родители погибших тайком обратились к священнику, чтобы был совершен обряд отпевания. Рискую своей жизнью, священник выполнил просьбу. А тела погибших были захоронены рядом с церковью. В послереволюционной России на церковь начались гонения. Особенно они усилились в 30-е годы. В 1938 г. церковь была закрыта, последний священник репрессирован и расстрелян. Но вековые традиции народа, потребность в духовном общении не угасла. Люди продолжали хранить веру, обращались к единственному, что осталось, - иконам, многие из которых у жителей сохранились до сих пор. В наши дни многие села – на грани вымирания. В Николаевке в 1928 году было 2133 человека, сейчас – около 600 жителей. К сожалению, падение нравственности ощущается во всех сферах жизни общества. Пьянство, сквернословие, легкомыслие в браке стали нормой для многих. В чем причины? Одна из них – утрата духовных, нравственных корней. И государство, признав ошибки прошлого, вновь поворачивается лицом к церкви, ища в ней надежную опору в решении сложнейших вопросов. Путь духовного возрождения, нравственного очищения долог и труден. В городах, селах, возрождаются уцелевшие, строятся новые храмы. В нашем районе за последние 5 лет построены храм Святителя и Чудотворца Николая, часовня памяти шахтеров, в планах жителей – строительство часовни на святом источнике в с. Ермошиха. А в планах коллектива нашей школы – участие вместе с жителями с. Николаевка в благоустройстве памятного места, где был храм Святителя и Чудотворца Николая. Выражаю благодарность членам поисковой группы «Старшеклассник» за содействие в написании исследовательской работы, жителям села – за предоставленную ценную информацию, директору ООО «Рассвет» А.Ю. Перелыгину, семье Александра Сабына – за поддержку инициативы, трактористу В.Л. Иванову – за помощь в благоустройстве места бывшей церкви. | |
Просмотров: 1956 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0 | |