Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Города и сёла » Район

Принуждать и заставлять – не наш стиль управления.
  Первая ласточка, известившая наш район о том, что объединение поселений не только необходимо, но и возможно, «прилетела» в виде решения успенских депутатов, которые инициировали преобразование муниципальных образований Успенский сельсовет и Самарский сельсовет путем их объединения. Вслед за этим на своей сессии уже самарские депутаты решили выдвинуть встречную инициативу о преобразовании двух соседних муниципальных образований. Как будут дальше развиваться события, посмотрим, однако следует подчеркнуть: за первой ласточкой обязательно «прилетят» и другие. Сегодня об объединении поселений мы беседуем с главой администрации района С.Б. Шуваловым.
  - Сергей Борисович, главная цель объединения поселений – оптимизация административно-территориального устройства муниципалитетов, однако не все жители одинаково оптимистично настроены на укрупнение муниципальных образований. Как вы относитесь к идее объединения?
  - Администрация края и краевое Законодательное собрание сегодня занимают четкую позицию по оптимизации содержания органов местного самоуправления. Наш регион после вступления в силу ФЗ-131 стал лидером в Сибирском федеральном округе по количеству муниципальных образований, особенно поселенческого уровня. Их около 800 – это многовато. И все бы ничего, но в крае в целом и в нашем районе в частности немало муниципальных образований, которые не в состоянии обеспечить собираемыми налогами даже собственное содержание. Поэтому объединение сельсоветов – это назревшая необходимость. Я могу назвать Советы, где более 80% собственных доходов идет только на выплату заработной платы. Т.е. все собранные деньги идут на содержание администраций. А по 131-му закону у глав сел 32 полномочия. Недавно комиссия заслушивала отчет глав сел, с каждым в отдельности обсуждался вопрос социально-экономического положения поселения и перспективы его развития. Интересовались, каким главы видят будущее своих населенных пунктов. Задаешь иному главе вопрос: как вы думаете выживать, если у вас 82% всех сборов идет на содержание администрации, как будете выполнять полномочия? В ответ – ничего определенного. А хотелось бы услышать конкретно, откуда возьмут средства на содержание клубов, кладбищ, дорог, освещение улиц? В некоторых селах, надо честно признать, главы все-таки находят способ большинство полномочий исполнять, но происходит это далеко не везде. Где-то полномочия остаются лишь на бумаге.
  - Что даст объединение поселений району?
  - Произойдет оптимизация административно-территориального устройства, но главные изменения связаны все-таки с финансово-экономической основой того или иного поселения. Губернатор края А. Карлин не раз подчеркивал, что регион не может позволить себе наличие муниципальных образований, в которых собственных доходов не хватает даже на содержание органов местного самоуправления. И я с ним полностью согласен. Давайте посмотрим, сколько в отдельных поселениях нашего района собственных доходов и сколько идет на содержание органа местного самоуправления. Они практически не окупают себя. Например, в Николаевском сельсовете собирают 381 тыс. руб., а тратят на содержание органов местного самоуправления 566,5 тыс. руб.; в Новенском собирают 338, а на содержание уходит 500,4 тыс.; в Новомихайловском – 368 и 454,8 тыс. руб.; в Успенском – 294 и 367,5 тыс. руб. соответственно. Почему по Алтайскому краю в целом и Локтевскому району в частности вопрос об объединении поселений стоит так остро? Да потому, что неоправданно много средств тратится на содержание органов местного самоуправления. Если в целом говорить о консолидированном бюджете района, то в качестве иллюстрации следует назвать такую цифру: за 2009 год в целом по району собрали 80,5 млн. руб. собственных доходов к консолидированному бюджету, а 42 млн. направили на содержание органов местного самоуправления, т.е. фактически половину. А остальные 50% остаются на выполнение всех полномочий и решение неотложных вопросов.
  - Когда вопрос ставится об объединении поселений, жители начинают волноваться: не будут ли ущемлены граждане объединяемых поселений?
  - Никоим образом. В каждом поселении останется староста, который будет выдавать справки, необходимые бумаги, туда каждую неделю будет приезжать глава, при необходимости – чаще. Но за счет сокращения административного аппарата часть высвободившихся денежных средств в течение двух лет будет оставаться на местах и тратиться на развитие этих поселений. Сейчас прогрейдировать дороги в селе – большая проблема. Денег на это никогда нет. Появятся средства – можно будет не только грейдировать, но и асфальтировать дороги.
  - А еще люди боятся, что закроются школа, ФАП, клуб в одном из тех поселений, которые решат объединиться…
  - Вообще такая цель не ставится. Но давайте смотреть правде в глаза: в некоторых школах, рассчитанных на обучение нескольких сотен учеников, их десятки. Согласитесь, дать полноценное образование 10-15 ученикам, обучающимся в школе, невозможно. Хотя бы потому, что педагоги преподают несколько дисциплин сразу, не имея профильной подготовки. Один учитель преподает по трем-четырем предметам, поэтому если количество учащихся достигнет критической цифры, непременно встанет вопрос о переводе их в другую школу, где более приемлемые условия для образовательного процесса. Приведу пример. В Локтевской школе помесячная плата за отопление в иные месяцы доходила до гигантской цифры – 175 тыс. руб., в апреле меньше, но тоже много – 89300 руб. Школа рассчитана на 640 учеников, а учатся 119 да 25 дошколят. Или Самарская СШ, рассчитанная также на 640 учеников, учатся же там 74 плюс детский сад, это еще около 30 человек. Содержать такие здания, в которых много пустующих площадей, накладно. Что же касается ФАПа и СДК, то их закрытие нигде не планируется. Я еще раз подчеркиваю: закрывать и увольнять – это не то, к чему стремится администрация района. Население должно получать все те услуги, которые им предоставлялись и раньше, в полном объеме. Другое дело, что надо жить по средствам и в ладу с законом.
  - Должны ли будут депутаты сельсовета и руководители администраций сложить свои полномочия в случае объединения поселений?
  - Нет. В случае объединения поселений депутаты будут выполнять свои полномочия до проведения новых выборов. Например, решат объединяться Георгиевский и Кировский сельсоветы, и те, и другие депутаты будут считаться действующими, пока не пройдут новые выборы. После проведения выборов полномочия будут выполнять депутаты объединенных территорий.
  - Сергей Борисович, об Успенке и Самарке мы уже знаем, а есть ли в районе другие желающие объединиться?
  - Когда пошли разговоры о присоединении Успенки к Горняку, заволновались успенские жители, категорически не согласные с этим. Поэтому вопрос об объединении села Успенка, города Горняка и поселка Кировского не стоит. Хотя он рассматривался, как один из вариантов, но я думаю, что мы пойдем по другому пути. Причем инициатива пришла с мест. Георгиевские депутаты собрались и предложили объединиться с поселком Кировским, ведь когда-то они уже были одним сельсоветом. Объединение Самарки и Успенки – это тоже возврат к историческому прошлому. Восторжествовала историческая справедливость, поэтому мы будем приветствовать такое объединение, проводить соответствующую работу. Процедура объединения уже запущена. Правда, из-за переписи населения это произойдет несколько позже, чем хотелось бы, но тут уж ничего не поделаешь: с 1 июля по 1 декабря будет объявлен мораторий на изменение административно-территориального устройства. Мне кажется само собой разумеющимся, если бы Николаевка присоединилась к Кировскому. Я никак не пойму: Совпуть и Новомихайловка входят в состав одного сельсовета, а между ними находится поселок Ремовский, который туда не относится. При этом в обеих администрациях полный набор сотрудников. Но хочу отдельно подчеркнуть: навязывать тот или иной процесс не входит в планы администрации района. Это не наш стиль руководства. Определяться будут сами жители. Мы только рекомендуем, рассказываем о перспективах, о том, что это даст, убеждаем, и если поселения решат объединяться, будем помогать и подсказывать.
  - Несмотря на то, что мы уже успокаивали сельских специалистов, они по-прежнему недоверчиво относятся к идее объединения, особенно с городом, боясь, что их лишат сельских надбавок и льгот. И что будет с коммунальными платежами?
  - Все сельские льготы будут сохранены. Коммунальные платежи в селе могут быть выше, чем в городе. А могут и снизиться за счет уменьшения аппарата управления.
  - Правда ли, что объединение сельсоветов рекомендовано там, где население менее тысячи?
  - Правда. В нашем районе из 18 МО в семи проживает менее тысячи человек, но вопрос ставится не так: численность населения достигла пограничной отметки, поэтому надо объединяться. Главное все же другое – чтобы хотя бы в одном из сел было основное производство, чтобы населенные пункты были расположены недалеко друг от друга, в так называемой шаговой доступности. Вот Ермошиха, например, находится в 21 км от ближайшего населенного пункта. И хоть тянет по всем показателям вниз, и расходы на содержание административного аппарата значительные, однако с кем ей объединяться? В этом нет смысла. Здесь можно вести речь лишь об оптимизации расходов. Вот Николаевка от Кировского находится в 8 км, Ремовский от Совпути – в трех км, а 21 – это совсем другой разговор со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  - У нас есть уже печальные примеры исчезновения населенных пунктов с карты Локтевского района, например, несколько лет назад не стало поселка Калантырь. Не приведет ли объединение поселений к тому, что этих примеров станет масса?
  - Поймите, существует большая разница между статусом муниципального образования и статусом административно-территориальной единицы. В случае объединения двух поселений две административно-территориальные единицы будут составлять одно муниципальное образование вместо двух, поэтому села никуда не исчезнут. Кроме того, в районе есть примеры не только исчезновения сел, но и возможного их возрождения. Ведь наличие основного производства является главным фактором для существования населенного пункта. У нас есть интересный пример: село Раздольное. Как таковое оно не существует на бумаге, сельсовета там нет, но у директора ООО «Раздолье» В.В. Бастракова там производство, основная база, там живут люди, если так и дальше сельхозпредприятие станет развиваться, то село возродится. Мы будем вынуждены считаться с этим. Если там постоянно проживающих людей будет становиться все больше, то село может опять появиться на карте района. Я не исключаю подобного развития ситуации, а с учетом того, что на июль назначены торги по Юбилейному месторождению, а это совсем рядом, перспектива появления и развития села вовсе не кажется призрачной.
  - В этом году вступили в силу изменения, внесенные в федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Как это скажется на работе муниципальных образований, особенно сельских поселений?
  - Внесенные изменения затрагивают многие вопросы. Ставится задача – совершенствование территориального устройства, т.е., как я уже сказал, объединение тех или иных муниципальных образований поселенческого уровня. С нового года, например, у них появилось право на создание муниципальной пожарной охраны. А это значит, что теперь можно закладывать в бюджете средства на ее содержание, чего раньше не было. Главное же – роль сельских Советов возрастает. Кроме того, по изменениям, внесенным в 131-й закон, референдумы по объединению сельсоветов теперь можно не проводить. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из объединяемых поселений, выраженного их представительными органами. То есть, голосовать будут депутаты тех сельских Советов, территории которых предполагается объединить в одно муниципальное образование. С одной стороны, люди будут более ответственно относиться к выборам, с другой, роль депутатов значительно возрастает, а значит возрастает ответственность. И это правильно. Депутаты не на словах, а на деле становятся представителями народа и выражают его волю. Если они ошибаются, избиратели поправят.
  - Выбирать или назначать? Вы куда больше склоняетесь: к выборам или назначению глав МО?
  - Я думаю, целесообразно не выбирать глав администраций, в том числе и района, а назначать, например, депутатами, а вообще существуют различные схемы назначения. В некоторых районах уже работают по этой схеме. Склоняюсь к мысли, что в нашем районе это тоже приемлемо. Будет меньше тратиться бюджетных денег на выборы, возрастает ответственность депутатов, которые будут решать, кому доверить руководство районом, городом, селом… Соответственно, на них возлагается и большая ответственность.
  - Знаю, что не раз жители города задавали вам вопрос о целесообразности объединения администраций города и района. Поясните еще раз.
  - Проблема раздута искусственно. У нас город районного подчинения. Это то же самое, что поставить вопрос об объединении, например, поселка Кировского или Успенки с администрацией района. Горняк и сельские поселения являются муниципальными образованиями самой низкой ступени. Это непосредственно МО, которые привязаны к тому или иному населенному пункту. Районная администрация – это уже вторая ступенька, «привязанная» к МО Локтевский район, в которое входят 18 поселений вместе с городом. Змеиногорск, например, пошел по нашему пути. Там был отдельно город Змеиногорск, не входящий в МО Змеиногорский район. Вопрос об объединении администрации города с администрацией района не стоит еще и потому, что он противоречит 131-му закону. Другой вопрос – распределение полномочий. Может быть, стоит подумать, чтобы ряд полномочий, которые сейчас выполняет городская администрация, передать на уровень района?
Беседовала О. Корчагина. 10 июня 2010 года.
Категория: Район | Добавил: lokot (30.12.2010)
Просмотров: 1338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]