"К новым рубежам" 4 февраля 2012 год
О старостах замолвим слово.
В конце января депутаты Алтайского краевого Законодательного собрания рассмотрели и одобрили в первом чтении закон об учреждении должности сельского старосты в тех населённых пунктах, где проживают более 300 человек. Вопрос возник в связи с тем, что в крае сейчас 660 сельсоветов, а населённых пунктов более 1600. Это означает: на территории ряда сельсоветов расположено по несколько деревень. Должность старосты предлагается узаконить там, где нет собственных сельсоветов. Мы решили узнать у некоторых глав администраций поселений, которые имеют к этому прямое отношение, как они оценивают проект.
Официально. Согласно проекту, староста «участвует в предоставлении муниципальных услуг населению, информирует его о принятых муниципальных правовых актах и содействует их исполнению, доводит до органов местного самоуправления поселения проблемы населения, принимает меры по их решению, участвует в урегулировании споров и конфликтов граждан».
А.В.РАДЧЕНКО, глава администрации Новомихайловского сельсовета: — На территории Новомихайловского сельсовета находятся два населенных пункта - сёла Совпуть и Новомихайловка, причём удалённость их друг от друга приличная, почти семь километров. В Совпути в 275 дворах проживают 768 человек, в Новомихайловке в 83 дворах живут 246 человек, поэтому, естественно, администрация муниципального образования расположена на территории первого населённого пункта. Когда-то, в 80-е годы, к нам была «приписана» ещё одна деревня — Красное Раздолье, однако со временем она исчезла с лица земли, но это отдельная история. Потребность в обсуждаемом законе, думается, назрела. Для того чтобы знать в мельчайших подробностях о происходящем в соседнем населенном пункте и оперативно реагировать на всякие нестандартные ситуации, конечно, нужен отдельный специалист. Пусть им будет староста. Удаленность одного населенного пункта от другого создает сложности в основном самим жителям малонаселенного пункта, поэтому в Новомихайловке, например, образованы два избирательных округа и два избранных депутата сельсовета Л.Г. Бородулина и В.И. Шарф, проживающие там, все четыре года являлись нам надежными помощниками в работе. И постоянная связь с населением осуществлялась именно через них. Но вот какой возникает вопрос: любой труд должен оплачиваться, а в бюджете сельсовета средств на содержание старост нет. Хочется верить: будет закон — будут деньги. Муниципалитет же такие расходы не потянет однозначно. У нас даже специалиста, работающего на полставки, сократили, а ведь он занимался воинским учётом и пропиской, параллельно держал постоянно в поле зрения Новомихайловку с её проблемами.
Г.Ф. КВАСОВА, глава администрации Устьянского сельсовета: — Многие привыкли думать, что поселок Вольный Пионер ещё один населенный пункт, входящий в состав муниципального образования Устьянский сельсовет. Это не так. Вернее, когда-то давно село было большое и имело статус самостоятельной административной единицы, однако сейчас у нас один сельсовет и одно поселение - Устьянка. И большой проблемы в том, что так сложилось, нет. Во-первых, Вольный Пионер находится, как говорится, в шаговой доступности от Устьянки (около километра), во-вторых, там всего 24 двора, в которых проживают 43 человека. В советские времена, когда бремя коммунальных проблем и расходов брало на себя базовое хозяйство, на территории которого находился сельсовет, и социальной сферой, и благоустройством, и коммуналкой — всем этим занимались руководители колхозов и совхозов. Староста, бесспорно, нужен, но там, где проживают хотя бы человек 300 и на приличном расстоянии от центральной усадьбы. Правда, слово «староста», как и «полицейские», у населения вызывает двойственное чувство и реакция на них неоднозначная. Люди старшего поколения хорошо помнят, кого в военные годы называли старостами и полицаями...
Н.В. ТИШЕНКОВА, глава администрации Масальского сельсовета: — Наше муниципальное образование - единственное в районе, где в составе сельсовета сразу три населенных пункта — поселок Масальский и сёла Антошиха и Кучеровка, причем находящиеся на значительном расстоянии от центральной усадьбы (6 и 8 км). В Антошихе проживают 96 человек (39 дворов), в Кучеровке — 51 (23 дома). В таких населенных пунктах должность старосты не помешает. Сейчас же все вопросы приходится решать самостоятельно, да депутат сельсовета С.В. Кель, проживающая в Кучеровке, помогает в этом. В обоих населенных пунктах условия для проживания, конечно, имеются: есть райповские магазинчики, фельдшерско-акушерские пункты, работали когда-то клубы. Сейчас, правда, они закрыты и требуют капитального ремонта. Но, к сожалению, маленькие деревеньки постепенно вымирают, молодежь оттуда уезжает, и этот процесс идет очень активно. Возможно, восстановление должности старосты (они уже когда-то были у нас) поможет изменить ситуацию. Сегодня старосты кое-где в крае есть, но они работают на общественных началах. Обязанности у них, наверное, должны быть такие же, как у главы сельсовета, только ответственности поменьше. Благоустройство села, организация общественных работ, консультации односельчан по вопросам налогов и землеустройства — эти и другие дела должны быть в поле зрения человека, который становится проводником между местной властью и жителями отдельно взятого небольшого населённого пункта. И ещё вопрос не праздный: из каких источников будет оплачиваться труд старост? Сельсовет не сможет этого делать, у нас итак 2054 человека, проживающих на территории трёх деревень, обслуживают всего четыре работника администрации, включая главу. И получают они весьма скромную зарплату.
С.А. Бенслер, депутат АКЗС: — Действительно, закон «О cmapocme сельского населенного пункта Алтайского края» был принят в первом чтении краевыми депутатами. Разрабатывая документ, преследовали цель: население должно активнее участвовать в осуществлении местного самоуправления, а органы местного самоуправления — повышать качество исполнения полномочий по решению вопросов местного значeния на территории поселения, в состав которого входят несколько населенных пунктов. В нашем крае более 1600 насепенных пунктов. Пятая часть из них — малочисленные. Необходимость в старосте в маленьких селах еще больше, чем в крупных, находящихся недалеко от райцентра. А в связи с оптимизацией, проведенной в некоторых сельсоветах, тем более появляется необходимость в человеке, который стал бы связующим звеном между населением и органами местного самоуправления.
Подготовила О. Корчагина. E-mail: mailto:olgakor-22@mail.ru
|