Главная » Статьи » Города и сёла » с. Гилево |
О доступности и качестве медпомощи
Здравоохранение - та отрасль социальной сферы, которая востребована и чаще, и больше других, и где ошибки могут стоить человеку жизни. Посудите сами: здоровье нации в целом находится под угрозой, число больных людей всё возрастает, поскольку появляются новые заболевания, а старые приобретают более изощрённую форму. Проблемы же финансирования заставляют думать об экономии бюджетных средств, и это не всегда положительно сказывается на показателях общественного здоровья. О персональной ответственности медработников напоминать вообще нет надобности.
К сожалению, количество нареканий на качество медицинского обслуживания не уменьшается, что идёт вразрез с программой модернизации, призванной как раз обеспечить доступность врачебной помощи и повысить её качество. Причём случаи, когда у жителей появляются определённые претензии к людям в белых халатах, характерны, естественно, не только для нашего района.
Из Гилёво 70 человек, у которых есть вопросы к ЦРБ, считают, что медицина в селе находится не на должном уровне. К тому же жители не всегда имеют возможность дозвониться, когда организуются «прямые линии» с главным врачом района В.А. Голубевой, поэтому свои мысли они изложили в письменном виде и принесли в редакцию. Надо отдать должное: в районной больнице ответы были подготовлены через пару дней. Предлагаем читателям газеты познакомиться с озвученными гилёвцами проблемами и заданными вопросами, а также с ответами на них.
«О медицинской обслуживании жителей Гилёво сегодня можно говорить с большим натягом, а ведь еще пять лет назад мы имели в селе врача, стоматологический и физиокабинеты, в районной больнице - хирургов с «золотыми» руками, кардиолога, стоматологов и др. Восемь месяцев в селе нет фельдшера, а проживают в Гилёво 1300 человек, из которых 200 детей, 600 пенсионеров, и удаленность от Горняка составляет 40 километров».
- Действительно, село Гилёво - достаточно большой населённый пункт, по нашим данным, там проживают 1400 человек. Удаленность от ЦРБ - 43 км. Жителей села обслуживает фельдшерско-акушерский пункт. Доврачебную медицинскую помощь населению оказывают работники ФАПа по следующим специальностям: акушерство, сестринское дело, лабораторная диагностика. В 2010 г. первичная медицинская помощь оказывалась и по специальности «лечебное дело». Фельдшер уволилась по собственному желанию. В настоящее время в ФАПе эта вакансия сохраняется. Несмотря на отсутствие фельдшера, первичная медико-санитарная помощь жителям села в части неотложной помощи, вакцинации, родовспоможения оказывается, есть санитарный транспорт.
«Попасть к врачам центральной районной больницы нашим жителям совсем не просто. Записываться на прием к доктору нужно за несколько дней в регистратуре. Талонов чаще всего нет. Приезжаем к 9 часам в больницу, очередь за талончиком тянется от входных дверей, к 10 часам, наконец, попадаешь к кабинету врача, например, терапевта В.П. Баевой. Она принимает очень медленно, ни о какой очередности по времени говорить не приходится. Люди толпятся по всему коридору, хотя кругом кабинеты участковых терапевтов для городского населения, где очередь 1-2 человека. В 12 часов такси и «газели» уже возвращаются в сёла. Редко когда за один день удается всё сделать, ведь затем надо сдать анализы - это ещё одна поездка, потом снова на приём. Только на транспортные расходы уходит 600 рублей. Для пенсионеров и безработных это немало, а работающее население стало забывать, что такое больничный лист. Они вынуждены болеть только по дороге к врачу».
- Амбулаторно-поликлинический приём жителей села Гилёво в поликлинике районной больницы осуществляется следующим образом: запись на приём к врачу проводится по телефону лично или через медработника ФАПа, а также очно. При записи на приём к врачу по телефону амбулаторный талон не оформляется, и пациент получает его в день обращения. Регистратура поликлиники начинает работать в 7 часов, т.е. за один час до врачебного приёма. В регистратуре поликлиники четыре регистратора, но талоны выписываются в ручном режиме с внесением данных с оригинальных документов: паспорта, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и медицинского полиса. В целях повышения доступности врачебной помощи возможна запись к доктору не только в день обращения, но и предварительная, в течение пяти дней. Проблема записи и очередей больных в регистратуре поликлиники может быть разрешена лишь при наличии электронной амбулаторной карты. Установка компьютерной системы ведения электронных карт запланирована в рамках реализации программы модернизации здравоохранения на 2011 год. Учитывая, что жители села приезжают на приём попутным транспортом и на такси, у них ограничено время приёма и, как правило, до 12.30 часов. В то же время сельский приём, согласно существующим нормативам, выполняют три участковых врача, и они работают с 8 до 17 часов. Решение о выдаче листка нетрудоспособности определяет лечащий врач.
«Вызов на дом медработника - тоже проблема. Медсестры и днём, и ночью, и в выходные, и в праздничные дни идут на вызов. Однако (с их слов, работают на одну ставку, а остальное время им не оплачивается). И с чем идут? С димедролом и анальгином».
- Обслуживание вызовов на дому в нерабочее время, в выходные и праздничные дни медицинские работники ФАПа осуществляют согласно графику. Оплата за обслуживание экстренных вызовов проводится по факту выполненной работы. Для оказания неотложной медицинской помощи ещё в 2008 году был утверждён список медикаментов и расходных материалов - всего 37 наименований. Медицинские работники фельдшерско-акушерского пункта ежемесячно получают необходимые медикаменты.
«Нужна «скорая» - плати 400 рублей и поезжай. А там, в районной больнице, врачи решат, тяжелобольной ты или нет. И не всегда мнения медсестры и врачей совпадают...»
- Доставка экстренных больных осуществляется санитарным транспортом с. Гилёво за счёт средств ЦРБ. При необходимости по звонку медицинского работника фельдшерско-акушерского пункта «скорая помощь» ЦРБ выезжает в село.
«Лечение, назначенное врачом, в нашем ФАПе провести трудно. Простой укол сделать больному в субботу и в воскресенье - проблема. Вот и ходим по фельдшерам-пенсионерам».
- Амбулаторное лечение, назначенное врачом районной больницы, выполняется медиками ФАПа в рабочее время. В выходные дни. так же, как и на городских участках, плановые инъекции не проводятся. Лечение могут выполнять только медицинские работники, имеющие соответствующий сертификат.
«Выезд в село бригады врачей - редкость. Последний раз, в феврале, людей оповестили, они приготовились (сдали анализы), но выезд не состоялся. И так зачастую».
- Согласно плану выездной работы, районная поликлиника направляет врачебно-сестринские бригады в сёла района для проведения диспансерных осмотров, выявления онкологических заболеваний, глаукомы, артериальной гипертонии, сахарного диабета, а также для осмотра на дому маломобильных граждан. По условиям работы выезд в село бригада может выполнить один раз в неделю. Таким образом, в течение года осуществляется около 50-ти выездов, т.е. на каждое село придётся в среднем по два выезда. Выезд в с. Гилёво был назначен на 8 февраля и отменён в связи со срочной отправкой автомобиля в город Барнаул. Этот выезд запланирован на март.
«В стационар лечь тоже не так просто - обычно нет мест».
- Приоритет в лечении в круглосуточном стационаре отдаётся больным с неотложными состояниями и сельскому населению. Плановая госпитализация осуществляется, согласно очереди, в течение 5 дней.
Такие встречи полезны
В районный совет ветеранов тоже поступила коллективная жалоба от жителей села Гилёво о плохом медицинском обслуживании. И что интересно, в нём изложены те же проблемы, которые были заданы жителями других сёл во время проведения «прямых линий» по вопросам здравоохранения. Поэтому принято решение рассмотреть жалобу непосредственно на месте.
Небольшой актовый зал администрации села оказался заполнен. На встречу с гилёвцами приехали В.А. Голубева - главный врач ЦРБ, её заместитель С.Т. Клименко, начальник управления социальной защиты населения по Локтевскому району С.А. Шкарлетова. Валентина Александровна отвечала на все вопросы, изложенные в жалобе. В ходе этого объяснения лично у меня возникло много вопросов «почему», на которые я искала ответы и в последующие дни.
Например, шёл разговор о больших очередях в регистратуре. Заранее записаться на приём к врачу трудно, телефон всегда занят. Но если даже тебе повезёт и ты запишешься, то за этим талончиком стоишь с 9 до 10 часов. Порой регистраторы бывают грубыми с больными. Причины, как объяснила Валентина Александровна, заключаются в том, что в регистратуре всего один телефон, что работают там не медики, что зарплата у них маленькая.
Уже на следующий день решила узнать, можно ли установить второй телефон в регистратуре. К.М. Михайлов, начальник Локтевского узла технической эксплуатации, ответил конкретно: никто и не подавал заявку, правда, В.А. Голубева звонила, чтобы убрать телефон в медицинском пункте пос. Междуречье. По поводу других объяснений скажу следующее: сложно поверить, что в наше время трудно найти внимательных и ответственных работников в регистратуру.
Много нареканий поступает на организацию врачебного приёма сельских жителей. В то время когда у кабинетов участковых терапевтов, принимающих селян, огромные очереди, у кабинетов врачей-терапевтов для городского населения людей гораздо меньше. И этому есть объяснение. В поликлинике только два врача принимают сельских жителей (третий - в сельской врачебной амбулатории) - так каким-то циркуляром определено. Гилёвцы, по-моему, все бы охотно лечились у A.M. Малько, больно он им нравится. Но тот всегда отвечает: не имею права вас принимать. Хотя, согласно законодательству, права граждан на получение бесплатной и качественной медицинской помощи определены законом РФ от 28.06.1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1.
Согласно этим документам, гражданам предоставлено право выбора медицинского учреждения и врача по согласованию с администрацией лечебного учреждения.
Очень плохо, что этих законов мы не знаем, и никто нас о них не информирует. Например, заведующая Локтевским филиалом территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФ ОМС) И.В. Асташкина только один раз выступила по местному телевидению. А жалоб, касающихся предоставления медицинской помощи, всегда хватает.
Отвечая на другие вопросы, главврач пояснила, что теперь за работу поликлиники отвечает М.Н. Стрюц, имеющий огромный опыт организаторской работы. Деятельности же поликлиники ещё большее внимание будет уделено со стороны администрации. Много нареканий на службу УЗИ, например, А.Н Гончаров со слезами рассказывал, что в течение трёх месяцев не может записаться на обследование, уже 600 рублей проездил, а толку нет.
Удивительно, но в конце встречи гилёвцы даже проявили сочувствие к главному врачу больницы. Однако к общему выводу пришли единогласно, такие встречи с жителями сёл нужно проводить систематически. Для себя же я определила: если в совет ветеранов будут поступать подобные жалобы, то для их рассмотрения необходимо выезжать в населённые пункты не только главврачу, но и участковому врачу-терапевту и И.В. Асташкиной.
Л. МЕЛИХОВА, председатель районного совета ветеранов.
Конституция РФ
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Картина с жалобой гилёвских жителей будет неполной, если не «дорисовать» на ней следующие штрихи. Во-первых, надо признать оперативность, с которой администрация ЦРБ вскоре после ознакомления с письмом приняла решение о выезде непосредственно в село для встречи с населением (о поездке вы прочитали в статье Л.Т. Мелиховой). Во-вторых, этим дело не ограничилось. На прошлой неделе заместитель главы администрации района П.Г. Василенко, курирующий вопросы здравоохранения, собрал заинтересованных лиц на совещание, посвященное всё той же теме. В итоге гилёвцы, с одной стороны, удовлетворены, что их сигнал не остался без внимания, их услышали и кое-какие шаги для исправления ситуации предприняли, с другой, главная проблема селян - отсутствие фельдшера, к сожалению, так пока и не решена. Может, кто-то из медиков, прочитав этот номер газеты, сам захочет поехать в Гилёво?
Подготовила О. КОРЧАГИНА. 19 марта 2011 г
| |
Просмотров: 1260 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0 |