"К новым рубежам" 30 июня 2012 год.
Хлеб из русской печи.
Какой стол без хлеба? Но испечь его кажется делом трудным. Может ли кто-нибудь объяснить подробно, как в деревенских печах хлеб выпекали? Задавшись этим вопросом, провела исследование "Традиции и опыт хлебопечения в русской печи" на примере сёл Николаевка и Покровка. СЕГОДНЯ практически исчезает традиционное хлебопечение в русской печи - изменился домашний быт. Но старожилы сёл района еще помнят традиционную технологию хлебопечения, чем я и решила воспользоваться, ведь в современном обществе она уже почти забыта. После отмены крепостного права в 1861 году на Алтай усилился поток переселенцев. Страшный неурожай 1891 года привёл на Алтай, в том числе в сёла Николаевка и Покровка Локтевского района, крестьян из Воронежа, Гомеля. Житель Николаевки Н.Ф. Клименко вспоминает: "Мои родители - переселенцы из Воронежа. Чтобы испечь хлеб, мама сначала сеяла муку. Для этого было специальное деревянное корыто, называла она его "ночвы", думаю, наверное, потому, что сеяла ночью. Хлеб был ситный, просеянный на мелкое сито. В семье моего друга мать сеяла муку на решето. Хлеб был серый, булки приземистые с зажаренной коркой и запахом заквашенных отрубей. Всегда с ним менялся: он мне - краюху своего хлеба, а я ему -нашего, белого, высокого". По рассказам моей прабабушки Ф.Ф. Костыркиной, готовили хлеб примерно один раз в неделю на различных заквасках. Все компоненты закваски были исключительно растительного происхождения: хмель, отруби. РЕСПОНДЕНТЫ сёл отмечали, что хлеб пекли не только в формах. Отформованные караваи по очереди вываливали на припорошенную мукой деревянную лопату и, смочив сверху водой, протыкали в нескольких местах деревянной иглой. Затем караваи вносили на лопате в горнило. В намеченном месте лопату резко дергали на себя, и каравай оказывался на поду печи. Такой хлеб называли подовым. По воспоминаниям жителей, некоторые хозяйки клали на лопату вместо муки листья капусты или лопуха. У хлеба, выпеченного на листьях, очень вкусная хрустящая подовина". Сколько же времени печь хлеб? Как проверить, что он уже готов? С интересным способом, помогающим определить время нахождения хлеба в печи, познакомила ГА Сивуха: "Как только хлеб отправляли в печь и закрывали заслонку, в стакан с чистой водой бросали шарик величиной с лесной орех, скатанный из того же теста. Шарик сразу же падал на дно стакана. Но проходило какое-то время - и он всплывал. Это и было сигналом, что пора проверить готовность хлеба". Мы с бабушкой пользовались другим способом: нажмешь пальцем сбоку булки, если хлеб "отошёл", то пропекся. Чтобы корочка в хлебе не подгорела, её можно сверху накрыть листом капусты или лопуха. ГОТОВЫЙ, пропекшийся хлеб вынимали из горнила, сбрызгивали водой, заворачивали в ткань и оставляли остывать на столе или где-нибудь на лавке рядом с печью, прикрыв сверху чистым полотенцем. С одним из рецептов хлеба на сыворотке познакомили жители Николаевки. Сыворотку добавляли в объеме, необходимом для получения определенной кислотности теста. Хлеб отличался от обычного на воде насыщенностью вкуса и мягкостью, пористостью, качество хлеба оставалось стабильным в течение длительного срока хранения. Процесс выпечки хлеба в русской печи достаточно гибок, сложен и трудоемок. Казалось бы, что может быть лучше традиционного рецепта, по которому выпекают хлеб, ведь эти общепринятые стандарты формировались веками и попользуются по сей день. Однако в наше время продолжают изобретать все новые и новые рецепты хлеба При этом надо помнить, что кроме различных ингредиентов в хлеб необходимо вложить душу.
ДАННУЮ работу я представляла на краевом конкурсе "Моя малая Родина" (1 место), на краевом туристско-краеведчес-ком слёте "Алтай" (диплом 3 степени), на V межрегиональной краеведческой конференции школьников в Иркутске "Историко-культурное и природное наследие Сибири" (диплом лауреата) На федеральный (заочный) этап конкурса "Моя малая родина: природа, культура, этнос" в Москве было представлено 265 конкурсных работ из 54 субъектов РФ. В финал конкурса вышли 73 участника. Моя работа была единственной из Алтайского края. Руководитель М.Н. Воропаева, опытный педагог, на счету которого уже не первая исследовательская работа, помогала в оформлении, составлении выступления, презентации. Очный этап конкурса состоялся в Москве. В знаменательный год 75-летия Алтайского края я смогла представить и защитить свою исследовательскую работу о малой Родине и заняла 1 место. Наградами были диплом победителя, сертификат кандидата на премию для поддержки талантливой молодежи в 2012 году, медаль конкурса "Моя малая Родина". Хочу поблагодарить жителей Николаевки и Покровки, предоставивших информацию о хлебопечении в русской печи и поделившихся рецептами своих бабушек и прабабушек, а также депутатов АКЗС С.A. Бенслера и А.А. Романенко, главу администрации района С.В. Соловьева и главу района А.А. Линника за моральную и материальную поддержку.
И. ОСТАЩЕНКО, ученица СШ № 2.
|