Главная » Статьи » Города и сёла » Район |
На прошедшей в ноябре сессии районного Совета депутатов было заслушано несколько вопросов, представляющих для жителей района особую важность, один из них – «О принятии комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования Локтевский район на 2008-2017 годы», с которыми выступила председатель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом З.А. Смайлова. Сегодня она отвечает на наши вопросы, чтобы читатели газеты имели более детальное представление об этом документе. - Зинаида Алексеевна, возвращение к планированию – это дань моде или назревшая необходимость? - О моде речь, конечно же, не идет. И понятие «планирование», «концепция развития на долгосрочную перспективу» прочно входят в нашу жизнь, потому что очевидно: без планов и прикидок на будущее поступательно развиваться невозможно. - Разработка комплексной программы социально-экономического развития района рассчитана на период до 2017 года. Это очень большой отрезок времени… - Отрезок действительно немалый, но он разбит на два этапа: первый – 2008-2012 годы, второй – 2013-2017. На первом этапе планируется создание условий для осуществления качественного прорыва экономики района на основе максимального использования ресурсного и производственного потенциала. На втором этапе – выход на устойчивое динамичное развитие экономики района. Все происходит, во-первых, в рамках 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», во-вторых, Устава района и, в-третьих, решения районного Совета депутатов. - Несколько слов, пожалуйста, о целях и задачах программы. - Главная цель программы: повышение благосостояния жителей района и качества жизни населения за счет роста экономического потенциала района. Задач же ставится множество: обеспечение роста промышленного производства; повышение инвестиционной привлекательности; создание благоприятного предпринимательского климата на территории района; повышение наполняемости бюджета за счет реализации программных мероприятий; обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства; снижение напряженности на рынке труда; обеспечение устойчивого функционирования сети учреждений социальной сферы и социальной защиты; проведение экологических мероприятий; сохранение общественной безопасности и др. - Кто же будет исполнителем программы и основных мероприятий? - Органы местного самоуправления муниципального образований Локтевский район и хозяйствующие субъекты всех форм собственности. - Какие ожидаются конечные результаты от реализации программы? - Ожидаемые результаты: увеличение доходной части бюджета за счет роста поступлений налогов и платежей до 100 млн. руб. в 2017 г. Рост среднемесячных денежных доходов – в 3 раза. Уменьшение дотационности района до 50%. Именно эти результаты должны привести к росту уровня жизни населения. - А кто будет осуществлять контроль за исполнением программы? - Общее руководство и контроль за исполнением программы возлагаются на главу района. Текущее руководство – на заместителя главы района по экономике. - В нашем районе проживают около 33 тыс. человек (1.2% населения края). 62.2% населения находится в трудоспособном возрасте. Что еще можно сказать, характеризую демографическую ситуацию района? - Для Локтевского района характерна общая для большинства районов и городов края тенденция к сокращению численности проживающего населения. Анализ приведенных демографических показателей свидетельствует о продолжающемся процессе старения жителей района. Численность населения, находящегося в возрасте старше трудоспособного, на 6% больше, чем детей, то есть рождающееся поколение не восполняет поколение родителей. И, несмотря на то, что коэффициент естественной и миграционной убыли снижается, демографическая ситуация в районе продолжает оставаться крайне тяжелой. - Проводимая в стране аграрная реформа не приносит ожидаемых социальных и экономических перемен в сельском хозяйстве, занимающем особое положение в районе, так как около 50% населения проживают в сельской местности. На протяжении многих лет большинство предприятия данной отрасли убыточны, не имеют возможности обновления сельскохозяйственной техники, что ведет к снижению производства продукции как растениеводства, так и животноводства. В этих условиях продолжается тенденция смещения производства продукции в личные подсобные хозяйства населения. Что вы можете об этом сказать? - Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий остаются нестабильными и характеризуются острой недостаточностью оборотных средств. Реорганизация некоторых сельскохозяйственных предприятий позволила несколько улучшить экономическую ситуацию в сельском хозяйстве: ликвидирована задолженность по заработной плате, наблюдается ее среднемесячный рост, хотя зарплата продолжает оставаться самой низкой среди зарплат в других отраслях экономики района. В ходе реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса на 2005-2007 годы» оформлен 191 кредитный договор на общую сумму кредитных средств 10449 тыс. рублей. В рамках проекта закуплено 470 голов КРС на сумму 6.9 млн. руб., проведена реконструкция животноводческих помещения в двух хозяйствах. - Основным источником налоговых поступлений в бюджет района является налог на доходы физических лиц. В полном ли объеме поступают средства от этих доходов? - Проводимая администрацией района совместно с налоговой инспекцией и руководителями предприятий работа по сокращению задолженности по заработной плате, ее легализации, увеличению позволила дополнительно получить в районный бюджет более полутора миллионов рублей. Но по-прежнему вызывает удивление тот факт, что зарплата наемных работников у некоторых предпринимателей занижается либо вовсе выплачивается в конвертах. Легализация ее, вывод из тени – это дополнительные поступления в бюджет. - У нашего района, как и у каждого муниципального образования, есть сильные и слабые стороны. Эти моменты отражены в комплексном плане. Назовите их. - Сильные стороны – это значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов; высокий промышленный потенциал; развитие в сельском хозяйстве и растениеводства, и животноводства; наличие транспортных магистралей: авто- и железной дороги; пограничность с Республикой Казахстан; развитая инфраструктура; высокая доля населения в трудоспособном возрасте. - А слабые? - Это значительный технический и моральный износ основных производственных фондов; высокая степень экономической зависимости промышленных предприятий от цен и тарифов естественных монополий (железнодорожного тарифа, тарифа на электроэнергию); в сельском хозяйстве – зона рискованного земледелия; низкое плодородие сельскохозяйственных почв; многоотраслевая структура экономики; удаленность от краевого центра; принадлежность железной дороги Республике Казахстан; низкий уровень жизни населения. - Какие возможности существуют для социально-экономического развития района? - Возможности есть, например, это освоение месторождений минерально-сырьевых ресурсов; привлечение инвесторов для реализации крупномасштабных проектов по строительству новых предприятий на базе имеющихся месторождений: полиметаллических руд, угля, строительного камня, цементного сырья и др. На базе освоения месторождений, открытия новых предприятий – ввод новых рабочих мест, ликвидация безработицы, значительный подъем уровня и качества жизни населения, рост собственных доходов бюджета. При условии улучшения почвенного состава – стабильное развитие сельского хозяйства. - А препятствия тоже есть? - К сожелению, да. Например, критическая демографическая ситуация: превышение в два раза уровня смертности над уровнем рождаемости. Неблагоприятная экологическая обстановка: пылящие отходы производства Алтайского ГОКа, загрязнение почвы и воды. Еще: возрастание зависимости социальной политики района от возможностей вышестоящих бюджетов. - Зинаида Алексеевна, какие бы вы назвали основные проблемы социально-экономического развития Локтевского муниципального района? - В процессе анализа выявились проблемы развития района во всех основных сферах жизнедеятельности. Наличие целого комплекса проблем не позволяет ускорить темпы развития и достичь среднекраевого уровня. В 2006 году район отставал по основным среднедушевым показателям: объем промышленного производства на душу населения – 13.2 тыс. руб. (в крае – 42 тыс. руб.), объем инвестиций в основной капитал на душу населения – 1.3 тыс. руб. (в крае – 11 тыс. руб.); объем розничного товарооборота на душу населения – 15.8 тыс. руб. (в крае – 42 тыс. руб.); средняя заработная плата – 4459 руб. (в крае – 6149 руб.). Достижение целей устойчивого роста благосостояния и качества жизни граждан, а также создание благоприятных условий хозяйствования зависят от решения основных проблем, препятствующих социально-экономическому развитию территории. - В программе названы и стратегические цели. Что можно сказать о них? - Стратегическими целями комплексной программы развитие до 2017 года являются: во-первых, рост уровня и качества жизни населения, создание благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни на территории района, во-вторых, рост качества среды жизнедеятельности, в-третьих, рост экономического потенциала района. Достижение стратегических целей должно изменить состояние экономики, социальной сферы района и повысить уровень жизни населения посредством роста его денежных доходов. Все три стратегические цели тесно взаимосвязаны между собой. Трудно представить себе рост уровня жизни населения без роста его доходов, чему будет способствовать рост экономического потенциала территории, открытие новых предприятий и производств, которые, в свою очередь, будут решать проблемы условий проживания и жизнедеятельности населения. - За счет чего ожидается рост экономического потенциала района? - Рост экономического потенциала планируется достичь за счет реализации в среднесрочной перспективе крупномасштабных инвестиционных проектов по строительству предприятий горно-добывающей отрасли, отрасли строительных материалов, увеличение объемов производства имеющихся предприятий строительной индустрии и переработки. Обеспечение роста промышленного производства произойдет за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, привлечения инвестиций, внедрения новых технологий, развития предпринимательства. Агропромышленный комплекс станет главной точкой роста экономики в большинстве сельских поселений. Максимальное вовлечение в сельскохозяйственный оборот пашни, повышение технологического уровня сельскохозяйственного производства и повышение плодородия земель, формирование кадрового потенциала являются стратегическими направлениями развития АПК. Рост экономического потенциала на основе новых промышленных предприятий с высоким уровнем производства, развития функционирующих предприятий и предприятий агропромышленного комплекса будет способствовать обеспечению занятости населения, повышению его доходов и уровня жизни, увеличению жилищного строительства. - Наличие динамично развивающихся предприятий обеспечит населению стабильность настоящего и уверенность в будущем. Это не может не повлиять на демографическую ситуацию в районе… - Ожидается изменение демографической ситуации как за счет повышения рождаемости, так и за счет миграционного прироста. Значительные налоговые поступления позволят увеличить финансирование образовательной и медицинской отрасли, что приведет к повышению качества обслуживания населения. Будут созданы все условия для занятий спортом и достойного проведения досуга в учреждениях культуры. Таким образом, будет решаться проблема повышения качества жизни населения и удовлетворения его потребностей в образовании, медицинском обслуживании, отвечающих современным требованиям услугах транспорта и связи, соответствующих стандартам жилищно-коммунальных услугах. - Планируется ли на территории района создание новых предприятий? - Стратегическое направление развития района предполагается по инновационному сценарию, согласно которому устойчивость экономики района будет достигнута путем создания новых перспективных предприятий, занимающихся добычей и переработкой полезных ископаемых имеющихся на территории района месторождений полиметаллических руд, цементного сырья, строительного камня и увеличения производства и повышения конкурентоспособности действующих промышленных предприятий. В результате реализации запланированного значительно возрастут качество жизни населения и налоговые доходы местного бюджета. - Предполагается ли участие района в реализации нацпроектов и других программ? - В целях решения проблем Локтевского района, требующих программно-целевого метода планирования, длительного срока реализации и носящих межотраслевой и отраслевой характер, предполагается участие района в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах, в реализации приоритетных национальных проектов. Для их реализации планируется привлечение средств бюджетов других уровней, а также внебюджетных источников. Всего на территории Локтевского муниципального района реализуется 28 целевых и комплексных программ, из них 5 – федеральных, 13 – региональных и 10 – муниципальных. Кроме реализации мероприятий в рамках приоритетных национальных проектов и целевых программ, планом предусматривается внедрение мероприятий за счет и с привлечением на условиях софинансирования средств муниципальных бюджетов, собственных и заемных средств предприятий и предпринимателей. - Что запланировано на территории района для роста уровня и качества жизни населения, создания благоприятного климата для деятельности и здорового образа жизни? - Многое: строительство инфекционного отделения на 15 коек в Горняке, школы – в с. Георгиевка; разработка проектно-сметной документации и строительство 40-квартирного жилого дома в Горняке; реконструкция административного здания для размещения ФАПа в с. Успенка; реконструкция и капитальный ремонт сельской амбулатории в с. Покровка; капитальный ремонт школы в пос. Кировском, клубов – в селах Гилево, Новенское, Успенка и пос. Кировском; строительство стадиона в с. Георгиевка; организация розничного рынка в Горняке; возведения и реконструкция объектов потребительского рынка; приобретение одного комфортабельного и двух малогабаритных автобусов для организации пассажироперевозок; обустройство зон отдыха в Гилево и Золотухе. Для реализации предусмотренных планом мероприятий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения, планируется направить в течение 2008-2012 гг. средства в сумме 861.2 млн. руб. - А какие мероприятий предусмотрены для улучшения качества так называемой среды жизнедеятельности? - Основными мероприятиями, направленными на улучшение качества среды жизнедеятельности, станут: консервация «хвостохранилищ» Золотушинского рудника, строительство водовода Георгиевка – Горняк, замена водопроводных разводящих сетей в селах Георгиевка, Николаевка, Успенка, и городе Горняке. Планируются мероприятия по модернизации жилищно-коммунального комплекса: замена котлов, капитальный ремонт и замена тепловых сетей, техническое перевооружение. Кроме того, предусмотрены строительство котельной в с. Новенском, ремонт дорожного полотна во всех сельских Советах, ремонт пешеходных переходов и строительство моста через реку Золотушку, капитальный ремонт моста через Алей. На реализацию мероприятий планируется направить за период 2008-2012 гг. 203.2 млн. руб. - За счет чего ожидается рост экономического потенциала района? - За счет реконструкции и модернизации Масальского завода ЖБИ. Планируется увеличение объемов и ассортимента выпускаемой продукции, создание дополнительно более 50 рабочих мест. Предполагаются разработка и освоение второго участка масальского месторождения строительного камня. В перспективе – разработка и освоение Юбилейного месторождения полиметаллических руд, строительство горно-обогатительного комбината производительностью до500 тыс. тонн руды в год. Осуществление данного проекта значительно поменяет направленность экономики района и ее финансовую наполняемость. Планируется создание до 2000 новых рабочих мест. - Что-нибудь еще? - Планов – громадье. Предполагаются разработка и освоение Неверовского и Самарского месторождения известняков; возведение цементного завода производительностью до 1 млн. тонн цемента самого высокого качества марки портланд-цемент, М-400, М-500. Строительство будет осуществлять ООО «Алтайкоксохимстрой». Начало строительства планируется в 2008 году, выпуск первой продукции – в конце года. Будет создано до 700 новых рабочих мест. В планах также – увеличение производства зерна, подсолнечного масла, поголовья КРС, развитие овцеводства, строительство и модернизация животноводческого комплекса на 600 мест в ООО «Рассвет». - Что это даст? - На реализацию запланированных мероприятий предусматривается израсходовать более 12.5 млн. руб. собственных средств хозяйствующих субъектов. Будет создано около 3 тысяч новых рабочих мест, ожидается значительный рост налоговых поступлений, позволяющий уменьшить уровень дотационности района на 50%. - Зинаида Алексеевна, давайте подведем итог сказанному. - Утвержденная районным Советом депутатов комплексная программа социально-экономического развития является документом, обязательным к исполнению для всех должностных лиц муниципального образования. Ответственные должностные лица администрации вносят коррективы в годовые планы, учитывая цели, задачи и основные направления, принятые в комплексной программе. Процесс формирования включает в себя также и последующее широкое обсуждение с активом муниципального образования. Главным инструментом управления реализацией программы является мониторинг, осуществляемый на основании системы индикаторов, характеризующих социальное и экономическое развитие района. Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации комплексной программы ежегодно заключается соглашение между администрацией края и администрацией муниципального образования о взаимодействии в области социально-экономического развития на предстоящий год с одновременной корректировкой перечня и значений индикаторов. На основании мониторинга реализации осуществляется, в случае необходимости, корректировка программных мероприятий. Корректировка может состоять в изменении состава мероприятий, сроков их реализации, объемов и источников финансирования. Обоснованные корректировки программных мероприятий рассматриваются коллегиальным органом администрации муниципального образования и утверждаются райсоветом депутатов ежегодно. Реализация программы заключается в поэтапном продвижении к поставленным целям путем выполнения программных мероприятий. Программа считается полностью реализованной при достижении основной заявленной цели. Общественность муниципального образования ежегодно будет информироваться о ходе реализации программы. Подводя итоги сказанному, хочется еще раз сказать следующее: в последние годы многое изменилось благодаря целенаправленной политике президента В. Путина. За годы его руководства страной появилась возможность планомерно развиваться и строить какие-то планы на будущее. Эти планы позволяют надеяться на то, что и в нашем районе часть назревших социальных проблем будет решена, а население станет жить лучше. Верим, что курс, взятый Путиным, не изменится с избранием нового президента, и мы сможем задуманное претворить в жизнь. Вопросы задавала О. Корчагина. | |
Просмотров: 917 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |