Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Червонное золото Локтя

Старинное село Гилево (часть 1).
  Первое Локтевское поселение.
  Старообрядцы селились плотно двор ко двору, постройки были добротные, из соснового леса, дворы из целых бревен, соединенных в пазах столбов метровой толщины. Дом и двор были под одной крышей. На воротах и дверях – крепкие запоры.
  На смену горнорудному Алтаю пришел Алтай аграрный и купеческий. В конце 19 – начале 20 в.в. частная обрабатывающая промышленность была представлена мукомольными и крупчатыми мельницами, винокуренными заводами, пимокатными и овчинно-шубными мастерскими. Но до всего этого вошла в силу сама матушка Земля, лежавшая до этого в относительном покое и ждавшая своего часа.
  А он, час этот, пришел незаметно, во времена расцвета горного производства. Дабы не оставить без пропитания горных дел мастеров и не остановить поток добываемой меди, серебра, золота, свинца, в высочайшем Указе было отмечено, что всем осевшим на земле и занявшимся хлебопашеством и другим промыслом для обеспечения пропитания горнорудных рабочих простятся им прежние провинности.
  И поэтому заселявшиеся вокруг рудников и металлургических заводов поселенцы обязаны были обеспечивать провизией рабочий люд. Поселенцы были в основном из беглых ссыльных.
  Вот что рассказывает о происхождении села Гилево его житель Копенкин Николай Константинович, много лет работавший председателем сельского Совета и изучающий историю села: летопись, составленную учителем географии Марией Петровной Чижовой, собравшей воедино воспоминания старожилов и исторические факты, ответы на свои запросы из Томского архива, воспоминания бабушки и матери.
  Поселение Гилево основано в 1725 году. Основателями Гилево были семьи ссыльных, прибывших из Бердской пересылочной слободы. Они обязаны были обрабатывать выделенную им землю и производить продукты для горнорудных рабочих Змеиногорска.
  Фамилии первых переселенцев: Лопаревы, Кокорины, Останины, Гуляевы, Храмцовы, Носковы.
  Обосновавшись на полюбившемся им месте, они занялись хлебопашеством. «Уездное начальство задавало нам «уроки»: сколько вспахать земли, развести скота, произвести продукции и сколько сдать в Змеиногорск на питание рудокопам».
  Происходили они в основном родом из Архангельской губернии. К ранее приезжим семьям постепенно добавлялись другие переселенцы: Гилевы, Шипуновы, Басаргины, Савины – все они были старообрядцы, гонимые православной церковью. Особенно много было переселенцев с фамилией Гилевы. Итак, коренное население Гилево – это бывшие беглые крепостные, ссыльные каторжане и старообрядцы – кержаки, которых преследовала православная церковь. Село расположено на правом берегу реки Алей. По территории села протекают мелкие речки: Ровок, Моховушка, Щелчиха, Елесиха.
  Долина реки Алей была особенно благодатной для поселенцев, которым с 1747 года повезло в том, что по Указу царицы Елизаветы Петровны убежавших ранее в Сибирь переселяли на Иртыш и Алей. Преследования закончились, и переселенцы получили право на жительство – царский двор усиленно осваивает сибирские земли. В архивах бывшего Змеиногорского уезда нет точного названия поселения, указаны названия заимок, располагавшихся в 6 км от центра Гилево – это Дживальба, Моховушка, Тушканиха, Павловка. Возможно, Гилево носило одно из этих названий.
  Поселение росло и развивалось благодаря удачному расположению на правом берегу р. Алей и плодородной земле. По всей степной долине стояли непроходимые леса, в которых, кроме лиственных деревьев, на Моховушке рос и хвойный лес.
  Кержацкие семейства, стекавшиеся из разных мест к своим единоверцам, образовали основной костяк жителей. Их дома были на одной улице, строили они добротно и жили, соблюдая порядок старообрядчества. Порешив, что без молельни им жить негоже, на сходе решено было строить церковь-молельню. Эта молельня была первым общественным учреждением на селе. На сходе 2 августа 1747 года поселению был присвоен статус села и дано название Гилево, скорее всего по фамилии первых поселенцев, но есть и еще версия, что слово «гиль» означает бунт, а гилевцы – бунтовщики, потому и Гилево. Точных данных нет. В 1914 году в Гилево была построена православная церковь.
  И церковь и молельня – это два столпа культуры на селе – еще больше усугубили разделение населения. Ведущую роль в селе играли старообрядцы, и совет старейшин принимал все решения, возглавлял его сначала Гуляев Евстафий Константинович.
  Совет старейшин состоял в основном из фамилий Гилевы, некоторые старые гилевцы помнили их: это Лука Евстафьевич, Тихон Васильевич, Крисантий Тимофеевич и др. Как правило, старейшины проводили приписку переселенцев: с малоимущих брали ведро-два водки, с более богатых – 100-150 руб. деньгами. Кержаки хотя и находили общий язык с православными, жили в селе обособленно, отцом-духовником кержаков был Максим Гилев.
  Дед Максим имел сотню рабочих лошадей, 50 телок и несчитанное количество нерабочего скота.
  Своими силами и используя труд наемных крестьян он организовал орошение полей в русле реки Каменка и обрабатывал под Бородулихой 500 десятин земли. Семьи кержаков были большие (18-20 душ).
  В 1895 г. из Саратова приехал грамотный переселенец Горьков Варфоломей Федорович, он организовал первую школу в с. Гилево – это была первая частная школа для мальчиков, в ней учились богатые старообрядцы-кержаки. Обучение велось чтению, письму, счету, религиозным канонам. Подавляющая часть населения была неграмотной.
  Самый большой наплыв переселенцев был после Столыпинской реформы.
  Не все переселенцы могли сразу обзавестись хозяйством, некоторые нанимались к богатым кержакам и уже потом, поработав, становились хозяевами.
  Февральская революция не коснулась села, прошла почти незамеченной, о ней лишь туманно намекали вернувшиеся с Первой мировой войны инвалиды.
  В селе никаких изменений не произошло. Только пронырливый и хитрый Федор Черных, богатейший на селе человек, владелец пимокатни, косяка лошадей и табуна коров, обнаружил интерес к этому политическому событию. В один из выходных дней, приколов к лацкану пиджака красный бант, он собрал своих батраков и объяснил им (предварительно угостив стаканом самогона каждого): «Теперь мы братья – граждане России, раз царя нету, то все равны, а раз равны, значит, одинаково за Россию отвечаем. Я плачу налог со своего хозяйства, а вы ни шиша не платите, у вас ни кола ни двора, значит, я плачу вам теперь меньше (и чуть не на четверть снизил и без того скудный заработок). А за вас плачу налог». На этом Февральская революция в Гилево и закончилась.
Категория: Червонное золото Локтя | Добавил: lokot (20.04.2010)
Просмотров: 6373 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]