Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Малый и средний бизнес: на пути развития

У каждого колея своя, хоть дороги одни и те же
"К новым рубежам" 23 июня 2012 год.

У каждого колея своя, хоть дороги одни и те же.

   Не так давно всеми пассажирскими перевозками в нашем районе ведало большое автотранспортное предприятие, ООО "Автомобилист". Последние годы оно переживало не лучшие времена: "усыхали" и исчезали ветки-маршруты к сёлам, стали нередкими проблемы с городским общественным транспортом. Руководство "Автомобилиста" объясняло это полной убыточностью данных рейсов. Но вот с марта (а в некоторых сёлах и гораздо раньше) за дело взялись сразу несколько перевозчиков, причём не "бомбил"-нелегалов, а официально оформленных предпринимателей. Как же так? Для одних, профессионалов, эта сфера оказалась безнадёжной - и другие теперь суют голову в петлю?.. Мы решили разобраться в этом вопросе. Ведь, согласитесь, нынче не редкость, когда нечто, удобное для людей, исчезает из нашей жизни как не оправдывающее затраченных хозяевами денег...
   Для беседы редакция пригласила двоих пере­возчиков: Николая Геннадьевича ЗАМЯТИНА (ИП "Замятин", маршруты "Александровка-Горняк", "Горняк-дачи") и Андрея Александрови­ча НИКИТЕНКО (ИП "Никитенко", маршруты "Гор­няк-Барнаул", "Горняк-Золотуха", "Горняк-Но­венькое", а также городские "единица" и "трой­ка"). Оба работают в этой сфере меньше года, и именно их, начинающих, мы попросили расска­зать обо всех сложностях нового дела.

Н.Г. Замятин:
«Пусть власть делает свою часть работы»
    - Николай Геннадьевич, по­чему вы вообще решили стать автоперевозчиком?
   - По специальности я - инже­нер автомобилестроения, имею права на вождение техники всех категорий. Раньше жил в Казахстане и начал занимать­ся предпринимательством ещё там: были свои КамАЗы, дру­гая техника. В 2006 году приехал сюда, к родителям. Пытался устроиться на работу, но под­ходящей не нашёл. Два года от­работал на севере механиком. Когда в фирме начались пере­бои с зарплатой, под причитаю­щиеся мне деньги забрал авто­бус КАвЗ, приехал сюда и ре­шил начать предприниматель­скую деятельность.
    - Насколько жёсткие требо­вания вам предъявили при официальном оформлении?
   - Невыполнимого не требова­ли: если действительно стремитесь своего добиться, вы этого добьётесь. Конкретно? Чтобы транспорт был в нали­чии соответствующий, дого­вор с медиками о ежедневном предъвыездном медосмотре. Документ, что я могу прово­дить осмотр своего автобуса, техминимум делать. Конечно, лицензия. В общем, подготовка к тендеру на свой маршрут у меня заняла время с октября по апрель.
    - Уверены, что оно того стоило?
   - Денег, конечно, потратил много. Тот же ГЛОНАСС заста­вили приобрести, на обе еди­ницы техники, а это стоит от 20 тыс. руб и выше, плюс еже­месячная абонентская плата в 600-700 рублей. Таково прави­тельственное распоряжение: установить систему спутнико­вого слежения ГЛОНАСС на все автобусы. Но нигде не пропи­сано, что, если я с пассажира­ми вдруг застряну, нас должны по этому ГЛОНАССу засечь и приехать на помощь! Сказать по правде, начав работать, я сра­зу ушёл в минус, продал легко­вую машину, чтобы купить го­рючее. Но главная причина здесь - не текущие расходы (они-то заранее планируются и поддаются учёту), а "левые" таксисты. Частники как возили без лицензий, так и возят, как не платили никаких налогов, так и не платят. И это очень боль­шая проблема!
    - Возможно, пассажирам удобнее с ними, чем с вами?
   - Люди просто привыкли: ведь сколько лет не было нор­мальных автобусов. У меня, скажем, и билет дешевле, и льготники бесплатно едут. И под удобное для людей время старался подстраиваться, но что выходило? Еду в Горняк, везу 16 человек. А назад троих-четверых! Потому что под­даюсь на просьбы подождать до часу дня тех, кто раньше свои дела завершить не успе­вает, а большинство пассажи­ров подходят к 12 часам и - идут к таксистам... Думаю, тут играет роль и бездействие ме­стных властей. Например, гла­ва сельсовета в Устьянке меня поддерживает, помогает вся­чески. В Александровке - дер­жит нейтралитет. Участковый в Устьянке - тот тоже... нейт­рален. Понимаю, никто не хочет портить отношения с одно­сельчанами.
    - Не пытались объединить­ся с другими официальными перевозчиками и бороться вместе?
    - Мы и боремся все вместе, но пока - увы. Пишем вот за­явления в налоговую, в поли­цию, бьём во все колокола...
    - Выходит, прав руководи­тель "Автомобилиста": рей­сы невыгодны из-за таксис­тов?
   - Да, он был прав... Но, знае­те... ООО "Автомобилист", на тот момент крупное и мощное автотранспортное предприя­тие, думаю, смогло бы победить и справиться с нелегальными перевозчиками. Наверное, не было большого желания - свер­нуть маршрут проще. А мне деваться некуда, я буду идти до последнего.
    - По-вашему, какой закон надо принять или отменить, чтобы легальным перевоз­чикам стало легче?
    - Я бы хотел, чтобы просто работали те законы, которые есть. Если мы выполняем свою часть обязательств и действу­ем как законопослушные пред­приниматели - будьте добры, господа правительство, вы­полняйте и свои обязатель­ства! Приняли закон о такси, так найдите рычаги, чтоб он рабо­тал. Чтобы не было, как сейчас: на три "сельских" автобуса стоит 25 машин "бомбил".

А.А. Никитенко:
«Городские маршруты - не убыточны»
   - Андрей Александрович, кажется, у вас сначала пред­полагалось партнёрство с ООО "Автомобилист"?
    - Да, мы предложили тогдаш­нему руководителю, Баталову, мол, пригоним свои автобусы и станем компаньонами. Он вроде согласился. Потом от­казался и добавил: сделает всё, чтобы на рынке этих ус­луг нас вообще не было. А с нынешнего марта отказался от городских маршрутов. И, по­скольку ситуация складывалась чрезвычайная, админист­рация района передала право перевозки и муниципальные транспортные средства нам. Утром 1 марта, когда один из автобусов стоял у автостан­ции, вошёл B.C. Баталов и за­брал документы на этот КАвЗ. Водитель, поскольку раньше работал в "Автомобилисте", не посмел ему возразить. Дальше Баталов просто исчез, мы не могли его отыскать, и в это же время некто позвонил в краевое управление МВД - что в Горняке пассажиров перевозят "левые" автобусы без документов.
    - Они действительно все были без документов?
   - Руководители автотранс­портного предприятия сказали, что это собственность ООО "Автомобилист", и передавать её нам они не собираются. Так вот, после звонка и, наверное, соответствующей реакции ме­стная полиция начала останав­ливать водителей. Автобусы со всех маршрутов сняты, люди на дороге высажены. Тог­да два ребёнка потерялись, ро­дители обращались в полицию. Кончилось всё хорошо, детки нашлись.
    -А вы как справились с си­туацией?
  - Восстановили все бумаги. Да, на это потребовалось вре­мя. И ещё приходилось до тен­дера в апреле (когда мы офи­циально выиграли право на маршруты) платить по 100 руб­лей штрафа ежедневно за каж­дый маршрут. В конце концов,не такая уж большая сумма, а работать кому-то надо было, людей возить. И у нас не одни лишь рыцарские (улыбается) мотивы были. Мы знали, что эти городские маршруты - не убыточные! Плюс изначально планировали сократить убыт­ки за счёт переведения авто­бусов с бензина на более де­шёвый газ.
    - Значит, дальше всё по­шло без сучка и задоринки?
   - Ну, почему? Проблемы на­чались сразу, с вопроса полу­чения лицензии на право перевозки пассажиров и багажа. Ведь мы своими междугород­ными рейсами создаём боль­шую конкуренцию не только для "Автомобилиста", но и для руб­цовских перевозчиков. Как-то сразу я стал невезучим: во время экзаменов по результа­там аттестации на билеты от­вечал без ошибок, а дополни­тельные вопросы не мог оси­лить. С третьего раза только сдал. Потом проблемы с откры­тием маршрута были. Там свой пакет документов нужен, и я, бестолковый, их неправильно оформлял - хотя, вроде, по об­разцу. А чтобы переделать, надо из Барнаула в Горняк вер­нуться, все печати и подписи заново поставить. Два меся­ца у нас на это дело ушло...
    - Зато сейчас у вас и авто­парк немаленький, и кол­лектив...
   - На территории продснаба мы арендуем гараж - намере­ны с последующим выкупом. Вся наша техника там стоит, и ещё место есть. Когда вла­дельцы решат вопрос с прода­жей, будем проводить в гараж отопление. Также занимаемся обустройством собственной кассы. Потому что действую­щие кассы работают от авто­станции, а она принадлежит B.C. Баталову и компании. Дол­гов у их предприятия много, и нет никакой гарантии, что день­ги за проданные на наши рейсы билеты не придётся возвра­щать через суд. Водителей у нас шестеро, кондукторов - пятеро. Ещё бухгалтер и кассир. Коллектив, кстати, чуть ли не в полном составе перешёл к нам из "Автомобилиста".
    - Что, прямо как кукольный театр от Карабаса - снялся и перебежал к вам?
   - Там, насколько понимаю, ситуация тяжёлая для обеих сторон была. "Автомобилист" поставил своих работников перед фактом: всё, закрываем городские маршруты. А люди сказали, что в любом случае не будут здесь работать, не хотят больше. Почему? Зарплату предприятие не платит, усло­вия труда никудышные. Как, например, зимой в гараже ре­монтировать, если он не обо­гревается?..
   - Не собираетесь со вре­менем сосредоточиться только на междугородных перевозках?
   - Нет. Город оставлять не на­мерены, а вот расширить поле деятельности надеемся. В пла­нах - не только междугородные, но и международные перевозки. 

Вместо послесловия 
   Подвести итоги сказанному новичками мы попросили Анд­рея Николаевича ЗУДОВА (ИП "Зудов", маршрут  "Масаль­ский-Горняк"), который занимается перевозками пассажи­ров с 2009 года: 
   - Частники, которые занимаются извозом незаконно, это дей­ствительно общая головная боль для всех официальных пере­возчиков И такая же общая наша претензия, что никто с "бомбилами" всерьез не борется: ни полиция, ни сельские администра­ции, ни районная.
    - И как не прогореть на таком рынке?
   - Ну, не знаю. Я начинал с "Газели", на ней отработал 2 года, а в прошлом августе взял кредит и купил автобус. Из-за конкурентов-нелегалов действительно трудно выживать, но - выжива­ем, стараемся. Услуги оказываем так, чтобы люди хотели ехать именно с нами. Например, если надо, не только по маршруту провезу, но и к пенсионному подъеду, и в магазин за сахаром. А когда в село возвращаемся, если у кого-то сумки тяжёлые, как же не подвезти человека к его дому?!

Поехали!
Что думают о пассажироперевозках сами пассажиры 
К.М. КОМОВ, охранник на рынке:
   - Я по городу не езжу, пешком хожу. Зато имею дачу в Устьянке и добираюсь туда на ав­тобусе. Подходит он вовремя. И расписание вполне устраи­вает, очень удобное, разумно составленное. Неудобно то, что автобус маленький. Сидя­чих мест там, наверное, всего 15-16, а народу всегда много. И людям приходится стоять, а дорога-то неблизкая, да ещё с заходом в Георгиевку...
Т.А. КУДЛАЕВА, пенсио­нерка:
    - Живу в "копае", на автобу­се езжу в Горняк и из Горняка. Кстати, заметила, что сменил­ся перевозчик: как-то лучше стало. Кондукторы вежливее, но и требовательнее. Они дей­ствительно смотрят, кто где вошёл, и лишний "круг" просят оплатить дополнительно. Это всё хорошо. А плохо то, что сейчас рейсы в "копай" под­строены под работающих: ав­тобус к нам заходит в 7 утра и в 5 вечера. Но есть ведь ещё мы, пенсионеры, есть ребя­тишки-школьники. Потому же­лательно, чтобы в обед, ска­жем, в час дня, "тройка" захо­дила в "копай" ещё раз. А так­же в выходные - на базар съез­дить ведь тоже хочется.
Вадим БОЯРОВ, ученик 3 класса:
   - Сейчас ездить стало лучше. Кондукторы вежливые, добрые. Я забыл однажды деньги, и меня бесплатно подвезли. В салоне чисто, никаких фантиков нет. Правда, бывает, автобус задер­живается. Самая большая за­держка - минут десять. Зато за последние месяцы ни разу не было, чтоб он вообще не при­шёл. Только раз, в марте, нас полиция остановила на до­смотр. Высадили около дома спорта "Родина". И мы шли пеш­ком и опоздали на урок Ещё жаль, что дополнительные "Га­зели" теперь не ездят. Это пло­хо, очень плохо! С маршрутка­ми гораздо удобнее было.
Т.В. ЮРЧЕНКО, швея в сало­не штор "Комильфо":
    - Каждый день езжу на "еди­нице", на работу и с работы. Ав­тобусы ходят точно по време­ни. Водители всегда остановят­ся, если чуть припоздал, подож­дут. Не как раньше - опишут ру­кой круг, мол, жди, пока опять приеду. А это же целый час! Что не понравилось? Когда хозяин только поменялся, пустили ком­фортабельные автобусы, а те­перь - вновь "пазики". Утром жуткая давка, некоторые так и не втискиваются в автобус. В часы пик желательно пустить дополнительный транспорт. По­тому что и бабушки ездят, и мамы с детьми.

Своя правда.
    В процессе разговора два наших собеседника упоминали действия (или бездействие) ООО "Автомобилист" и лично B.C. БАТАЛОВА. Мы предоставили Виталию Сергеевичу воз­можность ответа.
   - Демарша в начале марта, который нам приписывают, не было. Всё началось гораздо раньше. За 2010-2011 годы мы понесли серьёзные убытки, по­рядка 600-700 тыс. руб. в год. Ни зарплату платить не могли, ни налоги, едва на горючее наскре­бали. С декабря 2011 года не­сколько раз обращались к главе администрации района С.В. Со­ловьёву, чтобы он помог решить проблему. Ответа не дожда­лись, и тогда "Автомобилист" был вынужден отказаться от го­родских маршрутов: не хватало средств на их обслуживание.
    Что касается нынешней яко­бы прибыльности городских и пригородных маршрутов - но­вые перевозчики просто ещё не до конца разобрались в ситуа­ции. Конечно, пока у человека "газелька" и он работает сам по себе, без бухгалтера и отдель­ного помещения-базы, ещё мож­но зарабатывать. А вот с авто­бусами, коллективом, соб­ственными зданиями и оплатой за электроэнергию (а также многое-многое другое) - вряд ли. Мы сами, например, пере­крывали убытки только за счёт междугородных рейсов, и то не могли позволить приобрести ни одной новой единицы техники.
   Про борьбу с теми, кто зани­мается незаконным извозом: уж поверьте, желание их победить у нас было очень сильное. Пи­сали неоднократно письма в на­логовую, прокуратуру, главам городской и районной админист­раций. Прилагали номера авто­мобилей этих "извозчиков". Я сам лично в начале седьмого утра приезжал к автостанции и гонял нелегалов. Даже угрозы были от них. Потом предлагал влиться в состав "Автомоби­листа", и многие даже записы­вались, но по-настоящему ра­ботать никто здесь так и не стал: а зачем делиться?! Полагаю, и не приструнят никогда в стра­не "бомбил". Хотя бы потому, что назавтра они придут под окна любой районной админист­рации митинговать с лозунгами "Дайте нам работу!".
    И, наконец, по поводу доку­ментов. КАвЗ находился в ве­дении созданного на тот мо­мент нами ООО "Перевозчик", а в официальном решении было сформулировано "пере­дать автобусы ИП Никитенко из ООО "Автомобилист". И ни­куда я не исчезал, это неправ­да! Обидно, что администрация даже не попыталась пойти на­встречу, решить проблему доб­ром и, таким образом, разва­лила предприятие. Люди же из нашего коллектива действи­тельно ушли к Никитенко: вы­бора-то не было. Технику за­брали, работы им не осталось.

Вид «сверху»
    С вопросом, который инте­ресовал перевозчиков боль­ше всего: почему власть не борется с нелегальным из­возом - мы обратились к гла­ве администрации района С.В. СОЛОВЬЁВУ.
   - Один из предпринимателей сам ответил на этот вопрос: для того чтобы реально привлечь нелегала к ответственности, се­годня просто нет действующего механизма. И полиция, и нало­говая совместно с администра­тивной комиссией проводили рейды, но они неэффективны. Ну, остановят машину, полную пас­сажиров, все они в один голос говорят, что родственники или добрые друзья водителя и едут, разумеется, бесплатно. И как докажешь обратное?.. Первое время, когда только ввели за­кон о такси, нелегалы немного опасались. Но быстро изобрели средство от "подсадных" клиен­тов: меченые купюры, которы­ми их можно было уличить, тут же передавались рядом стояще­му лицу, якобы для размена или долг отдать. Деньги стремитель­но "уходили" по цепочке - и всё, ничего не докажешь... Ни о ка­кой поддержке подобной "ма­фии" речь не идёт в принципе. Классический нелегальный биз­нес, этим всё сказано. Люди, ко­торые не платят налогов и не предоставляют пассажирам ни­каких гарантий и страховок, па­разитируют на законопослушных перевозчиках. Бороться с ними трудно. Но, будем надеяться, упомянутый закон о такси всё же начнёт работать. 

От редакции
    Уже заканчивая работу над материалом, зашла в автобус поговорить с пассажирами "сельского" маршрута - это как раз оказались односельчане А.Н. Зудова. О своём перевоз­чике они отзывались востор­женно:
   - Ответственный, порядоч­ный, отзывчивый! Не только до Горняка и обратно отвезёт, но и в селе помогает. Ритуальные услуги, например, это ведь не пустяк... В общем, людям не отказывает.
    - То есть с ним вы поедете охотнее, чем с неизвестным таксистом?
  - Конечно! Потому что это надёжнее. Теперь он уже сделал имя, репутацию, зарекомендовал себя за три года. Точно знаем, что он обязательно будет в нужный день и час, без опозданий. Мы все не раз к нему обращались: можно не ехать в город, а попросить Андрея Николаевича, чтобы он купил что-то в Горняке или документы передал, деньги, продукты. Мы ему во всём доверяем!
И подумалось тогда: наверное, успех любого бизнеса в таком маленьком местечке, как наше, будет зависеть не только от точности выкладок бизнес-плана. Ещё - от сердечности, с какой предлагаются услуги. Это трудно предусмотреть холодным расчётом, можно только мучиться и стараться, развивая, а то и отчаянно защищая от разорения любимое дело... Очень хочется поже­лать району хорошего "климата", чтобы приживались у нас именно такие предприниматели -любящие людей и свою работу!

Подготовила Е. ШИХАЛЕВА. Фото автора.
Категория: Малый и средний бизнес: на пути развития | Добавил: lokot (18.07.2012)
Просмотров: 6415 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]