Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » История

В надежде на ум и сердце учителя.
  Завтра соберутся на профессиональное совещание педагоги района, чтобы подвести итоги прожитого года, наметить программу действий на новый учебный год. Непременно в числе основных проблем станет проблема воспитания подрастающего поколения.
  Множество новаций пережила наша советская школа. Но сегодняшние ставят в тупик даже видавших виды работников школы. Если 10 лет назад для организации воспитательной работы был характерен какой-то «хватательный» метод, когда порой бессистемно включалось в воспитательный процесс все: смотры песни и строя, смотры художественной самодеятельности, месячники и недели, конкурсы и олимпиады, то сегодня едва ли не все это выброшено якобы за ненадобностью, обвиненное в формализме, шаблоне и т.д. И главное, что делается взрослыми, - это уничтожаются основные общественные движения, через которые шло воспитание, - октябрьское, пионерское, комсомольское.
  Под ложными лозунгами о деполитизации школы, деидеологизации насильственно идет внедрение иной идеологии. Оно сопровождается порой растерянностью, равнодушием, неумением противостоять, а тем более отстоять свои принципы, позиции частью педагогических коллективов.
  Порассуждать о том, как много недостатков было в прежней системе воспитания, конечно, можно. Но быть умными задним числом мы и так умеем. А вот что принесли новые времена?
  Школа, и это естественно, больна теми же болезнями, что и все наше общество. Но выздороветь она должна раньше. Как детский организм не способен долго бороться с тяжелой болезнью, так и школа не имеет права долго не заниматься глубоким лечением своего организма. Окружающая среда мало способствует оздоровлению, поэтому вся надежда на жизнеспособность самого школьного организма и на умело подобранное лечение умными и преданными своему делу учителями.
  Значительная часть школьных коллективов района – работоспособные, жизнестойкие, им под силу сложности, с которыми приходится сталкиваться. Есть и такая категория работников школ, которая в этой ситуации лишь выжидает, что преподнесет будущее. Опасное промедление. Ведь остановить организм в развитии нельзя, а значит, молодой человек эту подпитку, которую не дает школа, ищет в других местах и находит. А потом еще удивляемся: почему, откуда, что и как?
  Большую тревогу вызывает то, что некоторые педагоги воинственно открещиваются от прежних идеалов, свою сумятицу в голове и душе несут детям. «Сеять разумное, доброе, вечное» - разве не в этом главное предназначение школы? А втягивать детей в политические свары – это проявление нравственной неразборчивости и бессердечия. Разве не недостаток общей культуры – одна из главных причин нынешнего состояния общества? Тогда почему же редкостью стали классные часы (старая терминология) о музыке, о живописи, о литературе, диспуты о любви, о счастье, о человеческом достоинстве? Почему вместо них лишь дискотеки и видеосалоны?
  Конечно же, за «тридцатку», которую классный руководитель получает за внеурочную работу с детьми, немногие намерены много и творчески работать. Да, конечно же, выживая, кто как может, «культура», ее утверждения вынуждены делать деньги. Но кто тогда будет закладывать в душу ребят зерна разумного, доброго, вечного для противостояния этому шквалу суррогатов культуры?
  С тревогой говорят о преступности несовершеннолетних работники правоохранительных органов. Бьют тревогу медики… Но о каком нравственном и физическом здоровье будущих поколений можно говорить, когда в районе в два раза по сравнению с 1985 годом увеличилось число несовершеннолетних мам, большая часть из которых – матери-одиночки. А еще более печальная медицинская статистика… А вместе с тем резко ухудшилась просветительская работа. Медики – редкие гости в большинстве школ района, потому что не стали испытывать потребность в этом школы. Одним махом отказались от лекториев, кинолекториев, зачастую ничего не предложив взамен.
  Под лозунгом деидеологизации поднялась могучая волна, черная и страшная, оплевывания всей нашей истории. Сегодня, правда, она пошла на убыль, потому что народ, простой человек без ученых степеней и званий, восстал, возмущенный тем, как настойчиво некоторые наши горепродажные историки и ретивые журналисты пытались показать его то каким-то бессмысленным винтиком, то быдлом, стадом, лишенным всякого разума. Но стремление превратить нас всех в Иванов, родства не помнящих, для определенных политических сил остается задачей номер один.
  Способна ли школа стать преградой между ними и душой, разумом ребенка? Да, на средства массовой информации во многом полагаться не приходится. Семья, загнанная в тупик резким падением уровня жизни, вынужденная просто судорожно бороться за выживание – слабый помощник. С ними надо терпеливо сотрудничать. Но опять, как было не раз, надежда на учителя, его мудрое сердце, глубокие знания, интеллигентность.
  Любовь к родному селу, знание его истории и людей, практическая помощь в решении – вот то, что способно сохранить в это время душу человеческую, тем более детскую, - считают учителя Устьянской средней школы и целенаправленно ведут эту работу. И колхозная партийная организация, и школа, и клуб действуют вместе. Поэтому и ярмарки, и вечера в клубе – это лишь внешний, видимый глазу результат большой целенаправленной систематической поисковой работы, которая проводится в школе. Результаты этой работы и в более глубинных пластах: в том, что крепкие здесь семьи, что остается молодежь на селе, что строит себе дома. Такие результаты, такие реалии не могут не радовать.
  И пока, как и многие десятилетия назад, одни ученые пытаются найти теоретические и практические основы и формы соединения политики и педагогики, перевода идей коммунистического воспитания из сферы конкретной политической работы в область педагогической деятельности, другие начисто отрицают сами принципы коммунистического воспитания, учитель, педагог обязан сделать все, чтобы воспитать духовно богатого человека. Это его и профессиональный, и моральный долг.
  Накануне учебного года хочется пожелать всем работникам народного образования успехов в работе.
  Л. Боровикова, секретарь РК КП РСФСР. 22 августа 1991 года.
Категория: История | Добавил: lokot (19.11.2009)
Просмотров: 750 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]