Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Города и сёла » Район

Сеть учреждений непрерывного образования – это выход.
  Несколько недель назад глава администрации района С.Б. Шувалов провел совещание, которое хочется назвать беседой за «круглым столом». Во-первых, потому что все заинтересованные лица действительно собрались за круглым столом в кабинете главы района, во-вторых, потому что выступления были построены таким образом, когда каждый по очереди высказывал свое мнение, а это принято именно при такой форме общения. Отмечая важность обсуждаемой темы – судьба двух филиалов среднего профессионального образования, находящихся в городе Горняке, - мы решили каждому из участников дать слово, чтобы читатели могли услышать мнение компетентных лиц из первых уст. Выступления публикуются с некоторыми сокращениями.
Филиал – довесок?
П.Г. Василенко, заместитель главы администрации района, председатель комитета по образованию:
  - Если оценивать ситуацию, в которой оказался Локтевский район, то главная наша задача: сохранить на его территории сеть образовательных учреждений среднего профессионального образования. Сейчас работают филиалы Рубцовского машиностроительного техникума и Алтайского промышленно-экономического колледжа. Политика сегодня такова: филиал – это довесок к основному учебному заведению и не оправдывает своих целей, но мы-то видим, что ситуация в нашем районе несколько иная. Население, особенно молодежь, только выигрывает от того, что у нас находятся филиалы ссузов. Поэтому наша позиция однозначна: учреждения среднего специального образования на территории района нужно сохранить. Какие конкретно и в каком виде? Думаю, краевому управлению по образованию виднее. Нам все равно, с кем работать: будет ли это АПЭК или РМТ. Нас устраивает и то, и другое учебное заведение. Специальности, которым обучают на базе одного учебного заведения, дополняются другими специальностями, по которым ведется подготовка на базе второго филиала. Но было бы намного лучше, если б нам удалось на территории района выстроить сеть непрерывного образования. Видение следующее: первая ступенька – школа, которая дает основное общее среднее образование; вторая ступенька – на территории района есть учебное заведение начального профессионального образования – ПУ-79, которое ведет подготовку по тем специальностям, что у нас востребованы, это также два филиала техникумов – учебные заведения, представляющие среднее профессиональное образование.
  Когда десять лет назад открывали в Горняке филиал Рубцовского машиностроительного техникума, многие скептически относились к этой идее (в непростое для района и страны время на пустом месте что-то открывать – причины для скепсиса были). Но все получилось! Учебные площади и учебное оборудование у нас тоже имеются и, что не менее важно, высококвалифицированные педагогические кадры.
  Нужно сказать, речь идет и о третьей ступеньки – о приобретении высшего образования, поэтому мы много и конкретно работаем по созданию ресурсного центра, привлекая сюда Алтайский технический университет имени Ползунова. Вследствие этого мы ходатайствуем перед краевым управлением по образованию о создании на территории района сети учреждений непрерывного образования.
Незаурядных людей в отрасли немало.
В.В. Жаворонков, депутат Алтайского краевого Законодательного собрания:
  - Понимаю, что вопрос довольно-таки сложный – оставить на территории района образовательные учреждения среднего профессионального образования, в то же время хотелось бы акцентировать внимание на таких моментах, которые выделяют Локтевский район из соседних районов. Во-первых, это один из крупных районов в Алтайском крае численностью более 30 тысяч человек. Во-вторых, район и город Горняк вплотную примыкают к границе с Республикой Казахстан. Это немаловажная причина, по которой мы пытаемся сохранить ссузы. Знаем, что здесь проходит наркотрафик, и если мы сейчас лишим такое большое число молодых людей возможности получить среднее профессиональное образование на месте, учитывая к тому же низкую платежеспособность проживающего населения, а также то, что ликвидировано градообразующее предприятие – АГОК – и народу деваться некуда, мы можем получить определенные проблемы в самом ближайшем будущем. Поэтому, считаю, в Горняке обязательно должен быть филиал техникума. Кроме того, недавно в Змеиногорском районе была делегация из Астрахани, которая знакомилась с точками роста в Алтайском крае, интересовалась полезными ископаемыми (наличием которых, кстати, Локтевский район не обижен), развитием других научных направлений. В районе много предприятий, образовательных учреждений, сохранить их тяжело, но надо.
  Хочу обратить также внимание на незаурядность людей, работающих в образовательной отрасли Локтевского района, которые заинтересованно стараются что-то найти, освоить и внедрить. В районе есть определенная база, коллектив, подготовленные педагоги, т.е. условия и предпосылки для того, чтобы сохранить здесь средние профессиональные учебные заведения. Мы с начальником краевого управления по образованию Ю.Н. Денисовым неоднократно обсуждали этот вопрос, и он поддерживает идею о непрерывном образовании.
Цементный завод будет!
С.Б. Шувалов, глава администрации района:
  - У нас имеются определенные перспективы экономического развития района. Они не призрачные, они реальные. Много говорилось, например, о строительстве цементного завода. Буквально недавно я встречался с президентом ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой» М. Фокиным, с другими руководителями, заинтересованными в строительстве завода, они однозначно сказали: мы от своей идеи строить цементный завод не отказываемся, просто сейчас временные трудности, 200 миллионов уже вложено, эти деньги заплачены за проектно-сметную документацию, и назад дороги нет. Пусть эта перспектива, может, не завтрашнего дня, и даже не годичная, но вполне реальная. Поэтому в будущем цементный завод строиться здесь будет. Есть другие инвестиционные программы. Кроме того, в четвертом квартале намечались торги по Юбилейному месторождению, они перенесены на первый квартал 2010 года. Это говорит о том, что месторождение полиметаллов у нас перспективное, и есть желающие поучаствовать в торгах, т.е. полиметаллический рудник будет. Далее. Мы встречались на уровне заместителя губернатора Я. Ишутина с представителями московской фирмы, которые после этой встречи побывали у нас, посмотрели «хвосты», другие объекты, и выразили заинтересованность не только техногенным месторождением полиметаллов, но и торгами по Юбилейному месторождению. То есть перспективы экономического развития района потребуют квалифицированных кадров, в том числе, а может быть, и в большей мере, и среднего профессионального образования.
  Давайте вместе подумаем, что нам предпринять, чтобы сохранить в районе филиалы средних специальных учебных заведений. Мы прорабатываем идею непрерывного многоступенчатого обучения. Локтевский район – действительно один из крупнейших в крае. Думаю, мы нынче войдем в десятку 100-тысячников по валовому сбору зерна. Но надо признать честно, что все-таки у нас на селе недостаточно квалифицированных кадров, в том числе экономической направленности. Кроме того, в районе много крестьянских хозяйств, которые собственными силами производят сельхозпродукцию. Для увеличения числа таких крестьянско-фермерских хозяйств необходимо, чтобы и начальное, и среднее профессиональное образование молодежь могла получать в районе. Централизация учебных заведений среднего профессионального образования, на мой взгляд, ни к чему хорошему не приведет. В филиалах к тому же подобран сильнейший преподавательский состав, если он лишится работы, все это негативно скажется на рынке труда района.
Многое зависит от местной власти.
И.Ю. Тиссен, гл. специалист отдела высшего и среднего профобразования краевого управления по образованию:
  - О первой ступеньке непрерывного образования – школе - говорить не буду, а вот на начальном профобразовании остановлюсь. ПУ-79 имеет филиал. Сегодня наблюдается тенденция к сокращению количества филиалов учреждений начального профессионального образования. Правда, сокращаться будут филиалы профессиональных училищ, которые расположены в небольших населенных пунктах, а у вас ситуация обратная: само училище находится в с. Новомихайловка, а филиал – в Горняке, поэтому в отношении этого филиала есть все перспективы, чтобы остаться. Единственная просьба: помочь руководителю филиала и директору подготовить объективное обоснование возможности сохранения филиала ПУ-79 в Горняке, а также обеспечить перевод образовательного процесса на новые образовательные стандарты, в которых заложены новые требования. То есть следует подготовить хорошее обоснование и поддержку муниципалитета по сохранению этого филиала. И могу дать 99%, что он имеет перспективу быть сохраненных в г. Горняке.
  Следующая ступенька профессионального образования – среднее. Действительно, у вас работало три филиала, но, я подчеркиваю, это филиалы федерального подчинения, т.е. их учредителями является Рособразование. И решение об открытии и закрытии филиалов принимается именно Рособразованием, но, естественно, мы имеем и право, и возможность поддержать необходимость сохранения филиалов. На сегодняшний день филиал Барнаульского строительного колледжа уже закрыт приказом Рособразования, последние 14 студентов переведены в город Барнаул, и по тем данным, которые мне предоставил директор Барнаульского строительного колледжа, обучаются в этом учебном заведении. Второй филиал – это филиал Алтайского промышленно-экономического колледжа, учредитель сегодня ужесточает требования к деятельности филиалов по всем объективным параметрам. Например, в силу отдаленности Барнаула этот филиал сворачивает свою деятельность. На следующий год остаются одна группа очного обучения по программе «Право и организация социального обеспечения» и заочники. Директор филиала А.Н. Комаринских проводил встречу со студентами, обсуждая варианты завершения их образования уже на базе головного учебного заведения.
  Вместе с тем начальник управления по образованию администрации края Ю.Н. Денисов настоятельно просит рассмотреть возможность сохранения в Горняке третьего филиала – Рубцовского машиностроительного техникума. Все наши предварительные разговоры с директором В.Г. Демченко сводились к тому, что филиал может быть здесь сохранен, но для этого необходимо предоставление других площадей.
  Сегодня этот филиал находится в здании, принадлежащем частному лицу, договор аренды заключен на пять лет, но частник, есть частник: сегодня он не возражает, а завтра может предъявить новые претензии, поэтому, думаю, было бы целесообразно перевести филиал РМТ в помещение, где располагается филиал Алтайского промышленно-экономического колледжа, т.е. на ул. Советская, 1а. И, судя по предварительным разговорам, руководство техникума готово на этих площадях продолжить свою деятельность, и, по согласованию с районной администрацией, расширять перечень подготовок, в том числе и по рабочим профессиям, которые необходимы предприятиям Локтевского района. Соответственно, на этих площадях может располагаться и ресурсный центр технического университета, который будет выполнять задачу консультативного характера.
  Дальше возникает вопрос тактического порядка. На сегодняшний день в филиале РМТ обучение происходит только на бюджетной основе, здесь две бюджетные группы. Возникает проблема содержания филиала, а это: оплата коммунальных услуг, договора аренды… Но при высказанном заинтересованном отношении администрации района к сохранению среднего профессионального образования, думается, есть необходимость обсудить возможности поддержки деятельности этого филиала в городе Горняке со стороны администрации.
  Г.В. Хаустова высказывала такую идею: в администрации района предполагалось создать центр дополнительного профессионального образования, не знаю, насколько это реально, но идея существует. Возможен такой вариант: на площадях по адресу: ул. Советская, 1а могут расположиться одновременно муниципальное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования» и филиал Рубцовского машиностроительного техникума, потому может быть совместно решен вопрос оплаты коммунальных услуг и аренды.
  В головном учебном заведении в Рубцовске ведется подготовка по специальности «Горное дело» (кстати, единственное среднее специальное учебное заведение в крае, которое ведет подготовку по этому направлению), там также открыта специальность «Пожарная безопасность». То есть преподаватели РМТ могут вести профессиональную подготовку по широкому спектру рабочих профессий, но, на мой взгляд, проблема заключается в другом: где и на каких условиях этот филиал должен располагаться и работать, и насколько администрация района, заинтересованная в сохранении филиалов, может поддержать его?
Общежитие гарантирую всем.
А.Н. Комаринских, директор Алтайского промышленно-экономического колледжа:
  - Этот учебный год мы закрываем полностью. Я встречался с родителями и детьми. Мне ответ пока не дали, пишут заявления с просьбой либо перевести в Барнаул, либо оставить здесь. Я объяснил ситуацию, высказал свою позицию. Мне, конечно, удобнее перевести учащихся в Барнаул. Объясню, почему. Первая причина: профессиональные кадры. Обязательно возникнет вопрос наличия кадров, чтобы доучить студентов. На последнем курсе идут все специальные предметы, полной нагрузки у горняцких преподавателей, конечно, не будет, придется сокращать-увольнять, брать по совместительству. Мало кому это понравится. Конечно, многие мечтают доучиться в вузе, в частности, юристы. Такая возможность есть в Барнауле. Я четко родителям говорю: если вы детей возле себя продержите еще год, потом они получат дипломы об окончании колледжа, зададут вам вопрос: «Мама, папа, а теперь-то мне что делать?». Лучше, чтобы они доучились в Барнауле, я им на 100% гарантирую общежитие, при этом они получат возможность доучиться в вузах по сокращенной программе. Для этого у нас уже налажены связи с теми учебными заведениями, которые есть в краевом центре.
  Признаем также честно: житье-бытье в Барнауле все равно отличается от жизни в Горняке. Дети должны немножко мир увидеть, в большом городе, конечно, есть и негативные стороны, как и в любом большом городе, но вместе с тем имеется возможность побывать в театрах, подрасти в культурном плане, чтобы на парней и девушек посмотрели другими глазами. Это будет связующий год между окончанием колледжа и поступлением в вуз для завершения обучения. У кого есть хотя бы малейшая возможность, лучше доучиться в Барнауле. Можно, конечно, пытаться сделать это и здесь. «Осколки» педколлектива в филиале останутся, но потом, когда родители поставят перед преподавателями вопрос: а где продолжить обучение, это сделать будет сложнее.
  Что касается заочников, у них тоже последний курс, там группы маленькие, неполные Они, как мне показалось, настроены доучиться здесь. У меня есть обязательства перед теми и перед другими, я сделаю все возможное, чтобы они все доучились. Вплоть до того, что тех преподавателей, которых не хватит, в сессионный период будем посылать сюда вахтовым методом, чтобы начитывать лекции и принимать экзамены. Ну, а контрольные работы и курсовые, скорее всего, отправлять придется в Барнаул. То есть по заочникам одна ситуация, по «дневникам» - другая. А какое решение примут родители тех и других, скоро будет известно. Есть и другой аргумент за переезд в Барнаул: не хочется раскалывать коллектив группы. Если очники переедут, я, конечно, группу эту сохраню, мы не будем ее расформировывать. Если родители пожелают, чтобы их дети доучивались в Горняке, у нас, конечно, возникнут проблемы с профессиональными кадрами, но мы будем искать варианты.
  Что касается нашего пребывания в Горняке на постоянной дальнейшей основе, то проблемы есть. И их сегодня озвучивали. Все мы слушаем «Вести» и знаем позицию президента и председателя правительства: филиалы и представительства, четко заявляется, потихонечку будут закрывать, потому что они не обеспечивают должного качества подготовки специалистов. Это один нюанс. Второй: с 2010 года вступает в силу новый классификатор специальностей в России, т.е. те направления, по которым ссузы могут вести набор и подготовку. Из 17 специальностей, которые есть в Барнауле в моем колледже, выпадает 6. Это все юридического, финансового, экономического профиля. Как раз те специальности, которые представлены в Горняке. Я на будущий год при всем желании не могу вести набор и прием по тем специальностям, которые в Горняке пролицензированы. Они закрываются. Приоритеты подготовки специалистов этих профилей отданы вузам. То есть из среднего специального образования эти специальности «вымываются», а у меня в лицензии нет других специальностей по вашему филиалу, по которым могу вести подготовку. Чтобы пролицензировать новые специальности, нужно время, много усилий, потому что, учитывая наше федеральное подчинение, все вопросы лицензирования и аттестации приходится решать через Рособразование и службы по надзору в сфере образования. А это большая проблема.
  Мы взрослые люди, понимаем и видим, что выпускников школ все меньше и меньше, и сегодня уже существует проблема набора, в том числе и в городе Горняке. Обеспечить набор трех, и даже двух филиалов сегодня не представляется возможным. Чтобы подготовить специалистов, необходимо несколько слагаемых, например, база, о ней нужно думать, развивать, дополнять. Вопросы финансирования – не праздные. Филиал у вас весь на хозрасчете. Агентство по образованию разрешило в свое время открыть здесь филиал, но прописало: только за счет собственных средств. Это значит, что группы должны быть только платные. Абитуриентов с каждым годом все меньше и меньше, и на эту проблему глаза закрывать не надо, мы же видим, что группы неполные. Потому содержать здесь три филиала нет необходимости. Один, может быть, еще стоит оставить, при этом подумать, как его поддержать. Возникает много вопросов: где взять детей, кто заплатит за их учебу, где найти деньги, как пролицензироваться, как укрепить и развить материальную базу, кто будет помогать в этом?..
Петля на шее.
В.Г. Демченко, директор Рубцовского машиностроительного техникума:
  - Благодарен коллегам за то, что они уже сказали самые главные слова. Сидя на совещании и слушая ваши выступления, прихожу к печальному выводу: раньше я затягивал петлю на шее медленно, а теперь гораздо быстрее, потому что, понимая стратегическое значение среднего профессионального образования в Горняке, считаю, что мы с вами находимся примерно в той же ситуации, в которой оказались, как правильно вы обозначили, в 98-м году, когда открывали филиал. По сути, открытие этого филиала было авантюрой чистейшей воды, потому что такой план и не мыслился, он созрел за 15 минут. Уже тогда я предупреждал: рассчитывайте таким образом, что сегодня вы филиал, а завтра должны стать самостоятельным образовательным учреждением. Сейчас ситуация повторилась. Мы начинали, потому что знали: тогда было достаточно выпускников школ, существовала реальная возможность набирать группы на хозрасчетной основе. Сегодня совершенно другая экономическая ситуация. Почему я затягиваю петлю? Первое: оставаясь здесь, учитывая при этом интересы краевого управления по образованию и делам молодежи, я как бы автоматически попадаю под желание взять РМТ и перевести с федерального бюджета и подчинения на краевое. Чтобы потом проще было все эти процессы регулировать. Но у меня тогда возникает вопрос другой: сможет ли край содержать учебное заведение в Рубцовске и филиал здесь? 2010 год мы, вроде бы, еще будем финансироваться из федерального бюджета, и в 2010 году я смогу профинансировать горняцкую группу, а может, и нет. В 2009 году она есть в контрольных цифрах, что будет в следующем году – известно одному Богу. Ситуацию надо рассматривать в комплексе. То, что можно получить образование, не выезжая из города, и затем остаться здесь на работе, бесспорно, хорошо. Хотя мы живем в таком же Рубцовске, и он тоже стоит на границе с Казахстаном. Учтите также, что отток молодежи в Барнаул, Новосибирск будет происходить непременно, даже если мы сохраним здесь учебные заведения, причем любого уровня. Молодые специалисты оттуда возвращаться не будут – это 100%, т.е. здесь создастся вакуум. Александр Николаевич правильно говорит, что из Москвы не видно, что делается в Горняке, даже из Барнаула не видно. Если мы хотим сохранить здесь филиал, будьте добры содействовать. Звучит просьба сохранить и эту специальность, и ту… Я этого не смогу сделать. Во-первых, существует процедура лицензирования, у меня она прошла не сказать, что очень гладко. Но в силу разных обстоятельств, может быть, географического положения, нам это удалось. И 80 км – не 380. Управлять на этом расстоянии немножко проще, можно и проблему решить, и преподавателей послать. Скорее всего, данный факт и сыграл решающую роль.
Надеемся на сотрудничество.
Г.В. Хаустова, директор филиала АПЭК в Горняке:
  - Все присутствующие на сегодняшнем совещании понимают серьезность проблемы, которая возникла относительно наших средних профессиональных учебных заведений, и готовы к их решению. Отрадно то, что наши сложности не остались без внимания районной администрации, а также краевого управления по образованию. Положительное решение возникших проблем СПО позволит нам не только сохранить образовательное учреждение, но и дать возможность доучиться будущим выпускникам, что сохранит бюджет малоимущих семей. Решатся также проблемы занятости молодого поколения, будут создаваться молодые семьи, а это значит: молодежь останется в нашем районе. Я думаю, что тройственное сотрудничество – колледж-администрация района-краевое управление по образованию – поможет сохранить учебное учреждение и приумножить его материальную базу. Спасибо всем собравшимся: властям – за то, что не оставили один на один с проблемами, гостям – за то, что услышали нас и постарались понять. Отдаю себе отчет, не все зависит от нашего желания, но совместное сотрудничество позволит решить возникшие проблемы. Подводя итоги сказанному, следует отметить: на территории Локтевского района филиал Алтайского промышленно-экономического колледжа закроют, доучиться тем, кто является сейчас студентом АПЭКа, дадут, но новых наборов не будет. Что же касается будущих выпускников этого учебного заведения, то решение принято следующее: согласно поданным заявлениям, дети будут доучиваться в Горняке. Филиал РМТ пока остается, но для его плодотворной работы требуется другое помещение (администрация района его обещала) и всесторонняя поддержка районных властей (она тоже будет оказана).
Подготовила О. Корчагина. 12 ноября 2009 года.
Категория: Район | Добавил: lokot (31.03.2010)
Просмотров: 639 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]