Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Города и сёла » Район

Куда молодому крестьянину податься?
  Стоило лишь коснуться темы оттока молодежи из сел, - она оказалась просто необъятной, а статьи, посвященные проблеме, превратились в целый «сериал». Сегодня он будет продолжен новой «серией»: мы побывали в ПУ-79, где готовят будущих земледельцев – трактористов, машинистов, автомехаников. Учат здесь и девочек – на повара-кондитера, потного. Насколько охотно ребята идут приобретать профессии, рассчитанные, в основном, на сельское производство? Находят ли они работу по окончании учебы? На эти вопросы ответили наставники и учащиеся районной кузницы сельских кадров.
Обязаны решить!
Сейчас в крае осталось 70 профессиональных училищ, 24 из них уже в нынешнем году ждет закрытие или слияние. И это – далеко не последние планируемые сокращения! Директор ПУ-79 В.Г. Хвостиков начал разговор именно с данного, видимо, особо наболевшего вопроса:
  - Изменения, в той или иной степени, коснутся каждого училища. Например, нам четыре года назад «отдали» ПУ-75, что в Веселоярске. Два года мы учили в нем водителей платно, а сейчас… заканчиваем передачу тамошнего имущества в муниципалитет Рубцовского района. Потому что распыляться, работать «на два фронта» не резон, это непросто и финансово, и чисто физически. Бюджетных денег нам на содержание дается по минимуму – чтобы жить, нужно самим зарабатывать, укреплять собственную базу. Собственно, и реорганизация в училищах проводится именно для экономии бюджетных средств.
  - Как принимаются такие решения – о закрытии или слиянии?
  - Смотрят на материальную базу, контингент, количество профессий, качество обучения. Все эти факторы обязательно учитываются, и тогда уже, индивидуально для каждого случая, принимают решение. Бывает, закрывают училище в райцентре, но оставляют (в том же районе) отдаленное от центра на 50-60 километров. Понимаете, многое зависит от администрации района, руководителей училищ – насколько там желают сохранить это образовательное учреждение. Так что, пожалуй, наибольшую роль во всем этом процессе играет человеческий фактор.
  - Есть ли будущее у ПУ-79?
  - Во время проверок мы доказали право на жизнь. Правда, акт был подписан с небольшими замечаниями, но их мы устраним очень скоро. Главное, все профессии сохранены в плане обучения, и лицензия не прервана. Залог жизни для нас – план набора на следующий год (125 человек по 5 профессиям), а также трудоустройство выпускников. Трудоустройство, пожалуй, самая-самая главная забота на сегодня. Ведь, когда человек не может найти работу, это значит, что профессия не востребована, обучение на данную специальность надо прекращать. Но если мы закроем одно направление, другое – следом встанет вопрос и о закрытии всего училища!
  - Что за ребята у вас учатся?
  - В основном, из нашего района. Но есть и из Третьяковского, Змеиногорского, Рубцовского. Села, откуда родом наши ученики, тоже разные: и разорившиеся, и перспективные. Есть ребята, кто в школе очень хорошо учился! Просто денег нет поступать куда-то в город. Образование сейчас недешевое удовольствие… Да и не считаю я, что пойти в училище – значит, сломать себе судьбу. Мы даем редкие нынче, востребованные специальности. А если кто-то пожелает учиться на бюджетной основе дальше, в колледже или институте, то и для этого найдет здесь неплохие шансы. Еще ПУ-79 предлагает обучение профессиям, которые позволяют открыть собственное дело, причем необязательно в деревне.
  - А каким, по-вашему, должен быть современный земледелец?
  - Прежде всего, творческим человеком! Разглядеть перспективы развития собственного производства, суметь организовать, развить, сохранить свое дело, реализовать продукцию, получив при этом прибыль, а не долги…Тут нужны дальновидность, предприимчивость, умение легко общаться и грамотно договариваться. В общем, современный земледелец должен быть готовым буквально ко всему: чтоб в любой момент принять правильное решение – то, которое позволит ему выжить.
  - Судя по нынешней ситуации в селах, таких людей там явно не хватает…
  - Отток молодежи из деревень страшный. Села пустые! Далеко за примером ходить не надо, нынче в нашей Михайловке училище – единственное «градообразующее» предприятие. Если его вдруг не станет, село обречено… Деревни должны развиваться, стать современными, получить перспективы! Страшно, если перед государством во весь рост встанет продовольственная проблема. А вот если будет продукция сельского хозяйства – будет загружена и перерабатывающая промышленность. Отладим этот процесс – получим решение и проблемы с заработной платой. Сейчас сельская продукция ничего не стоит. Зато затраты на ее получение огромные, и цена сельхозтехники словно на миллионеров рассчитана… Тут еще и новые «гримасы»: люди вырастили хороший урожай, а реализовать его не могут! Сегодня власть вроде вникает в проблемы села, на всех уровнях бьется над их решением. Так вот – их не просто нужно решать, они обязательно должны оказаться решенными.
Мнение.
Завуч профессионального училища №79 Л.А. Тикото:
  - Мы готовим ребят для будущей работы в сельском хозяйстве. Работы в будущем! Поэтому, конечно, никак не можем отставать от времени, игнорировать появление современных сельскохозяйственных машин. Ведь даже в нашем районе есть хозяйства, использующие новую технику. А базы училищ значительно устарели. Если до 1990-х годов еще как-то обновлялись, то сейчас – нет. Приходится выходить из положения: сотрудничаем с наиболее прогрессивными ООО «Колос», ООО «Альтаир». Ребята рвутся туда на практику! Кроме производительной техники, которая не ломается каждые полчаса, наших мальчишек привлекают хорошее отношение руководителей к работникам, приличная зарплата. К сожалению, таких хозяйств немного, принять всех выпускников ПУ-79 на работу они не в силах… Разумеется, мы заключаем договоры со многими предприятиями, постоянно отслеживаем процент трудоустройства наших ребят. Увы, за последние год-два он снизился с 80 до 55-60%. Это значит – именно на столько сегодня востребованы профессии, которым мы обучаем…
«Мы готовы работать в деревне. Только…».
  Что же думают сами ребята, учащиеся ПУ-79? Некоторые из них уже в этом году вступают в самостоятельную жизнь. Какой путь они изберут, получив профессию: направятся покорять город или будут поднимать село?
Роман Марайкин, 19 лет, специальность – машинист-тракторист сельскохозяйственного производства:
  - В ПУ-79 пришел учиться, поскольку мне интересна техника. В этом году оканчиваю училище, сначала пойду в армию, потом вернусь в свое село. Хоть мы и приехали из Казахстана, но деревню считаю уже родной, а родное – оно родное и есть. Только… если там сельхозпредприятие не сохранится, все-таки придется уезжать. Что касается училища, тут действительно дают профессии, нужные и для села, и для города. И, главное, дают знания, навыки, которые помогут в жизни! Профессия механизатора, кстати, вовсе не простая: нужно не только машины знать, но и землю. Как правильно вспахать, на какую глубину опустить плуг и как вообще с этим плугом подъехать…
Надежда Эйхман, 19 лет, специальность – повар-кондитер:
  - Я профессию сознательно выбирала, у меня и мама – повар-кондитер. Люди хотят кушать каждый день, и кушать вкусно. Ведь здорово, когда хорошо приготовленная еда может принести радость! У меня есть заветная мечта – открыть собственное кафе. Пока не знаю, удастся ли ее воплотить в жизнь… Оставаться же в селе не хочу: наверное, банально скажу, но не вижу перспектив! В будущем села изменятся к лучшему, только если все заинтересованные люди приложат максимум усилий. Если б все зависело, например, от меня… Но не зря есть пословица: «Один в поле не воин!».
Сергей Шмаков, 18 лет, специальность – машинист-тракторист сельскохозяйственного производства:
  - Мне нравится сельская жизнь, свежий воздух и раздолье. Еще в 5 классе под руководством дяди отрабатывал летнюю практику не на пришкольном участке, а в поле на тракторе. Потому решил – получу образование, схожу в армию и вернусь в село. В ПУ-79, на мой взгляд, созданы все условия: бесплатная учеба, жилье, стипендия. Как и в любой профессии, в сельском хозяйстве должны работать люди со специальными знаниями и навыками – чтобы не «прогореть», а получать доход. И без рабочих профессий селу не обойтись. После армии, наверное, устроюсь на работу к фермерам. Платят они неплохо, кормами обеспечивают… Конечно, хотелось бы самому быть себе хозяином, да только нам, молодым, это не по карману. Нужна техника, но для покупки даже одного трактора надо завести большое хозяйство – значит, не обойтись без надела земли. А как ее обрабатывать? Круг замыкается.
Игорь Ефремов, 22 года, специальность – машинист-тракторист сельскохозяйственного производства:
  - Сам я из Третьяковского района, села Семеновка. Никогда не тянуло в город – «прирос» к деревне, земле. Поэтому три года назад пришел учиться сюда. Вернуться планирую в свой район, правда, не в родное село (нет в нашей Семеновке сельхозпредприятия!), а в соседнее. Там меня уже ждут. Конечно, поначалу будут трудности, но коллектив, я уверен, всегда поможет и словом, и делом.
Взгляд со стороны.
  «Замкнутый круг», - сказал один из моих собеседников, объясняя, почему не может стать фермером. Похоже, и сельское хозяйство в целом нынче – тот же замкнутый круг. Сельхозпредприятия не могут развиваться и просто не в состоянии привлекать новые кадры. Молодые, желающие трудиться на земле, не могут найти достойную работу. Села пустеют: как строить планы на будущее, если все едва держится на плаву?.. Кому, на каком уровне власти под силу разорвать этот круг, и стоит ли именно разрывать? Может, попробовать выйти на правильный путь без потрясений?..
А. Дорошева, студентка журфака АлтГУ. 1 мая 2010 года.
Категория: Район | Добавил: lokot (25.11.2010)
Просмотров: 442 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]